Найти тему
Марфа Сергеевна

Деревня, в которой я живу

Деревня, в которой я живу, находится в Оренбургской области, в лесостепной зоне. Наши предки - основатели деревни - выбрали для нее очень удобное место: она располагается в лощине, с северо-востока идет гряда высоких холмов, которые мы называем горами, с юго-запада пологий склон, поросший лесами. Благодаря этому, нас очень часто минуют разные природные катаклизмы: ураганы, сильные ветра, мы словно в укромном, защищенном местечке.

Однако есть и большой минус, который при ближайшем рассмотрении может оказаться и большим плюсом: деревня находится не возле основной трассы, а в 4 километрах от нее. И эти 4 километра - просто немыслимое расстояние, не позволяющее проложить к нам асфальт - слишком дорого. Бьемся-бьемся - и все без толку. Но для асфальта в самом селе все же удается выбивать нужные суммы, и медленно, но верно у нас асфальтируются улицы.

Если вы думаете, что в деревне непролазная грязь, то это совсем не так. Скорее, наоборот: только в дождливую, слякотную осень, как в этом году, мы две-три недели безропотно терпим грязь, но вот уже сегодня выпал снег, потом ударят морозы, снег к концу ноября ляжет окончательно и надолго, до конца марта у нас прекрасная снежная дорога, мягкая и удобная. Снег у нас чистят регулярно, проблем с этим нет. Ну, и в конце марта - начале апреля еще полмесяца распутицы для разнообразия - и все, дальше уже лето. Вот если и есть где грязь и снежная каша, то это в районном городишке, куда весной, осенью и зимой выезжать даже не хочется.

-2

Теперь о жителях. Проживают в нашем селе сейчас около 380 человек, включая стариков и детей, и с каждым годом нас, увы, становится все меньше и меньше. Уходит старшее поколение, пустеют дома, а молодежь не слишком рвется оставаться в деревне. Кто-то все же остается, и даже рождается новое поколение, даже школу мы еще сохраняем изо всех сил, но сил этих с каждым годом все меньше, и нас самих тоже все меньше. Тут ведь еще важно то, кто остается. Те, кто хорошо учились и закончили институты, в деревню не возвращаются, остаются только ребята, которые учились так себе, они работают в хозяйстве механизаторами, их детей мы теперь в основном и учим.

Если заехать в деревню, то покажется сначала: ничего себе! Большое количество техники, склады и ангары, добротные кирпичные дома, все скошено и облагорожено. А это просто мы всей нашей немаленькой семьей живем в самом начале деревни. Дальше вид все больше безрадостный: опустевшие и разрушенные дома, бурьян, умирание. Но мы держимся, сдаваться не собираемся.

Зато уж что всегда выглядит чудесно, это поля вокруг села: засеянные, ухоженные, чистые, всегда глаз радуется. У нас современные технологии, новая, по большей части импортная техника, на которую хозяйство никогда не жалеет денег. Эх, если бы не папа тридцать лет назад, пропало бы село, а так мы еще ого-го. Хорохорюсь, хотя понимаю: мы тоже, скорее всего, обречены, как обречены большинство сел в нашей стране.

-3

Я пишу то деревня, то село, вроде как синонимы. Хотя селом раньше называли населенный пункт с церковью, а деревня была без церкви. Или я что-то путаю? Так вот, церковь у нас раньше была, занимались ее постройкой мои предки. Но в советское время в ней был зерновой склад, а в 70-е годы ее и вовсе разрушили, а на ее месте разбили сквер и поставили памятник погибшим воинам. И вот недавно, лет 8 назад, внезапно обнаружился какой-то спонсор, чьи предки были родом из нашего села, и решил восстановить церковь в селе. И ведь построили, правда, еще не до конца, но купол поставили, окна, полы, двери, все есть. Остались внутренние работы и церковное убранство, на это выделяются деньги уже из хозяйства, надо же поддержать своих предков. Дело движется медленно, но верно, так что пока то ли деревня, то ли село, непонятно.

Как мы живем в нашей глуши? Не хуже большинства людей в нашей стране, я думаю. У нас газ, весь обычный набор бытовых удобств: ванные-туалеты, стиральные машинки-автоматы, почти в каждом доме машины, где и не одна, спутниковое ТВ у многих, водопровод, горячая вода в доме, канализации, компьютеры-смартфоны-планшеты практически у всех, кому это нужно. Недавно поставили вышку на горе, так что и интернет у нас приличный. Пара магазинчиков, клуб, в который никто не ходит, даже бильярдная в подвале родительского дома, кафе-столовая, своя пекарня, мельница. Чем еще похвастаться? Природой, конечно, чистым воздухом, вкусной водой.

Я отношусь к людям типа "где родился, там и сгодился". Никогда не мечтала жить где-нибудь, кроме своего села. Как помню себя, всегда рвалась домой, 9 лет училась на стороне, но всегда знала, что закончу учебу и вернусь к себе, буду жить в своей деревне и работать в своей школе. Вот такое отсутствие каких бы то ни было амбиций, но так и есть. Мне важно ощущение своей земли, своих гор и своего леса, своих полей. Я действительно ощущаю все вокруг своим, принадлежащим мне, и почему-то для меня это важно, жизненно необходимо. Что мне нужно для счастья? Природа и книги. Природы вдоволь, а с книгами раньше было непросто. Хвала интернету, теперь я могу прочитать, посмотреть и послушать все, что захочу. Я не чувствую себя на задворках мира, я в центре его. Вот, могу написать что-то, и это даже кто-то прочитает! Невероятно! Привет всем из центра моей Вселенной!