Найти в Дзене
Чёрно-белое кино

Герберт Уэллс вангует или "Облик грядущего" (1936)

Сегодня я хочу поговорить о фильме, с которого началась голливудская кинофантастика как таковая. Хотя снят он был не в Голливуде Как Америка от России отстала Как история американской рок-музыки началась в 60-е с "британского вторжения", так и история голливудской кинофантастики началась с английского фильма "Облик грядущего" или дословно "Вещи, что приходят" (Things to come, 1936), по одноименному футурологическому эссе Герберта Уэллса и его же собственному сценарию. Да-да, того самого Уэллса - автора "Человека-невидимки" и "Войны миров". Надо сказать, в англоговорящем мире Старого и Нового света с сайфай-кинематографом основательно припозднились. Первая фантастика 1900-х годов принадлежит Жоржу Мельесу. Позднее, в 1918-м датчане сняли кино о полете на Марс. Наша "Аэлита" вышла в 24-м, немецкие НФ-фильмы Фрица Ланга: "Метрополис" и "Женщина на Луне" - в 27-м и 29-м, наши "Космический рейс" и "Гибель сенсации" в 1935-м, и только в 1936-м англичане наконец-то сняли "Облик грядущего". К
Оглавление

Сегодня я хочу поговорить о фильме, с которого началась голливудская кинофантастика как таковая. Хотя снят он был не в Голливуде

Люди будущего: не с них ли срисован отважный капитан космофлота из "Футурамы"?
Люди будущего: не с них ли срисован отважный капитан космофлота из "Футурамы"?

Как Америка от России отстала

Как история американской рок-музыки началась в 60-е с "британского вторжения", так и история голливудской кинофантастики началась с английского фильма "Облик грядущего" или дословно "Вещи, что приходят" (Things to come, 1936), по одноименному футурологическому эссе Герберта Уэллса и его же собственному сценарию. Да-да, того самого Уэллса - автора "Человека-невидимки" и "Войны миров". Надо сказать, в англоговорящем мире Старого и Нового света с сайфай-кинематографом основательно припозднились. Первая фантастика 1900-х годов принадлежит Жоржу Мельесу. Позднее, в 1918-м датчане сняли кино о полете на Марс. Наша "Аэлита" вышла в 24-м, немецкие НФ-фильмы Фрица Ланга: "Метрополис" и "Женщина на Луне" - в 27-м и 29-м, наши "Космический рейс" и "Гибель сенсации" в 1935-м, и только в 1936-м англичане наконец-то сняли "Облик грядущего".

Кинопророчество

Если в двух словах, то фильм великий. Ну и ужасный, конечно, куда же без этого.

Начнем с того, что в мирном 1936 году Уэллс с погрешностью всего в пару месяцев предсказал начало Второй мировой войны. К тому же кадры первой части "Облика грядущего" ну очень похожи на то, что происходило в Европе в 1941-1945 годах. Начало фильма действительно впечатляет, но чем дальше, тем смешнее.

Действие этой эпической картины охватывает 90 лет будущей (на тот момент) истории условного города Эвритауна (ewery town - всякий город). Фильм состоит из нескольких новелл. Первая - рождество 1940 года в Эвритауне, когда на город без объявления войны нападает враг (голос за кадром утверждает, что зритель сам может догадаться, какой именно). Для того времени сцена бомбардировок, всеобщего хаоса, паники и разрухи снята очень убедительно.

Авиатор в странном шлеме
Авиатор в странном шлеме

Летчик, девочка и противогаз

Вторая - начало войны. Вражеский летчик сбит над территорией, куда он только что сбросил газовую бомбу, и ценой собственной жизни спасает маленькую девочку, отдав ей свой противогаз. Третья новелла - 60-е годы. Война только-только заканчивается. Население Эвритауна порядком деградировало и живёт среди руин. В городе свирепствует летальная "бродячая лихорадка" - последствия применения врагом бактериологического оружия.

Четвертая новелла - 70-е. Эпидемия все. Тридцатилетняя война наконец-то тоже. Но "вождю" Эвритауна, который носит белую шкуру и потасканную военную форму, так не кажется. Он всё ещё воюет со своими соседями-горцами и надеется победить их с помощью самолётов, оставшихся от лучших времён. Но возродить воздушный флот Эвритауна проблематично - никакого горючего давно нет и в помине. Из-за войны все порядком одичали и откатились в средневековье. Но есть в мире и другие территории, где война давно закончилась и победили мир и технический прогресс. Оттуда на причудливых винтовых самолётах прилетает в Эвритаун счастье дивного нового мира - авиаторы в офигительно странных и вычурных шлемах. Дальше зрителю показывают как семимильными шагами развивается цивилизация, побеждая пережитки прошлого. На экране видны некие циклопические машины, грызущие землю, и циклопические же конструкции.

Самолеты 70-х
Самолеты 70-х

При чем тут "Футурама"?

И, наконец, последняя новелла, самая поразительная - 2030 год. Светлое будущее - огромный полуподземный город из стекла и пластика, где живут новые люди, глядя на которых невозможно не вспомнить "отважного и неотразимого" капитана Зеппа Браннигана из мультсериала "Футурама". Думаю, что именно с уэллсовских людей будущего Мэтт Гроунинг срисовал его образ - они точно такие же мужественные и голоногие.

Готовится первый запуск ракеты на Луну (наконец-то сподобилась к 2030-му-то году!) Но есть среди голоногих людей будущего противники прогресса, которые хотят помешать "выстрелу из космической пушки". Хотя прогресс, само собой, не остановить, и запуск корабля происходит.

Персонажи в разные эпохи разные, но играют их одни и те же актеры. Такие своеобразные типажи: злодей всегда злодей, а герой всегда герой. Есть в "Облике грядущего" несколько любопытных динамичных сценок, особенно в новелле про "вождя" Эвритауна, но в основном все актеры играют чересчур пафосно и театрально. В большинстве случаев они не говорят, а изрекают, подобно героям древнегреческой трагедии. Думаю, тут постарался не только режиссер, но и сам Уэллс, т. к. эта самая театральность во многом определена сценарием. В результате фильм получился очень зрелищный, но скучноватый, как пьеса на сцене провинциального театра юного зрителя.

После выстрела из космической пушки
После выстрела из космической пушки

И наконец...

При работе над сценарием картины Г. Уэллс старался как можно дальше отойти от самого известного на тот момент фантастического кино - "Метрополиса" Фрица Ланга, чтобы было без всяких там роботов и экспрессионистских видений. А как мне кажется, английский фантаст просто пытался "переплюнуть" "Метрополис". Думаю, отчасти это ему даже удалось. Хотя, если вспомнить, что "Облик..." снимался в мирной благополучной Англии, а "Метрополис" - в разрушенной Первой мировой войной Германии - как сказать.

немоекино старыефильмы #чтопосмотретьвечером интересныефильмы #артхаус #кинофантастика #фантастика_20х-30х