Найти в Дзене
Сам себе энергетик

Сколько всего силовых трансформаторов на Украине. Часть 6. Заграница им поможет?

Наши украинские нетоварищи постоянно ссылаются на помощь всего прогрессивного человечества, которое, правда, в основном, оказывается проживающим в Северной Америке, Европе, Австралии и немного в Азии. Интересно разобраться, а чем Украине могут помочь по части энергетики, в первую очередь, европейцы, благо в последнее время даже сами украинцы начали признавать, что силовое оборудование заканчивается.

Я уже писал, что напряжения 750 и 330 кВ не являются обычными для Европы. Это можно проверить по официальному сайту союза европейских системных операторов ENSTO-E. Как видим, синий цвет, соответствующий 750 кВ затрагивает, кроме Украины, ещё шесть европейских стран: Россию, Беларусь, Литву (ошибочно), Польшу, Венгрию и Румынию. Исключаем первых трёх (интересно, почему в Европе до сих пор не знают, что ОРУ 750 кВ на Игналинской АЭС демонтировано фиг знает когда?).

Венгрия. У них единственных имеется действующая ВЛ 750 кВ на Украину: Западноукраинская – Саболчбака. Поэтому рассчитывать на установленные на ПС Саболчбака автотрансформаторы как-то глупо. Но если вдруг таки придёт приказ свыше, то у венгром имеется железобетонная отмазка – автотрансформаторы у них не той системы, украинцам нужны либо генераторные, либо 750/330 кВ, а у венгров – 750/400, и в качестве генераторного они тоже не катят, у подобных автотрансформаторов обычно есть ограничение по мощности на нижнее напряжение.

Венгерская ПС 750/400 кВ Саболчбака
Венгерская ПС 750/400 кВ Саболчбака

Польша. Было бы странно, конечно, отдавать автотрансформаторы с подстанции, которую сам собираешься в декабре подключить к почти своей Хмельницкой АЭС. Но чего же заради братьев-украинцев-то не сделаешь, благо на ПС 750 кВ Жешув аж две группы стоит, можно же одну и подогнать за копеечку малую. Что? Какое среднее напряжение? 400 кВ. Блин, копеечка обломалась.

Силовые автотрансформаторы 750/400 кВ на польской ПС Жешув
Силовые автотрансформаторы 750/400 кВ на польской ПС Жешув

Румыния. У румын имеется ПС 750 кВ Исакча, на которую когда-то что-то с Украины заходило. В отличие от своих задунайских коллег, румыны долго и упорно надеялись, что их стандартные семь автотрансформаторов когда-нибудь сгодятся. Ждали, ждали, а в 2018 году взяли и переделали часть неработающего ОРУ 750 кВ в кусочек ОРУ 400 кВ. Один автотрансформатор при этом куда-то пропал. Но так вон они стоят толпой. Не сложно, правда, догадаться, что они тоже 750/400 кВ, что делает их пригодными, пожалуй, только на замену частями, и то, если подойдёт…

С 750 кВ мы вроде разобрались. Что у нас с заменой страдальцев по 330 кВ? Рыженького-то вон сколько в Европе: и у британцев, и у норвежцев, и у братьев-прибалтов, и даже в Закавказье, по слухам имеется. С британцами, правда, нехорошо как-то вышло, товарищи европейцы почему-то 275 кВ отнесли к классу 300-330 кВ, поэтому облом. Как и с норвежцами – у них внезапно 300 кВ.

Наверное, не срастётся с грузинами, у которых всего одна автотрансформаторная группа однофазников 330/220 кВ, отвечающих за связи с Азербайджаном. А вот последний, как и прибалты обладают достаточно большим парком трансформаторов. Итак…

Силовые трансформаторы 330 кВ Азербайджана
Силовые трансформаторы 330 кВ Азербайджана

Подозреваю, что украинцам азербайджанских трансформаторов ждать точно не стоит по трём причинам:

1) их просто не густо;

2) климатическое исполнение (возможно);

3) политическая – Алиев вряд ли захочет портить отношения с Путиным из-за каких трансформаторов.

Силовые трансформаторы 330 кВ Латвии
Силовые трансформаторы 330 кВ Латвии
Силовые трансформаторы 330 кВ Литвы
Силовые трансформаторы 330 кВ Литвы
Силовые трансформаторы 330 кВ Эстонии
Силовые трансформаторы 330 кВ Эстонии

Автотрансформаторы 400/330 кВ можно сразу повычёркивать, они все (кроме алитусовских трёхфазников) предназначаются для преобразовательных подстанций, обслуживающих энергомосты (кабельные линии постоянного тока) в Польшу, Финляндию и Швецию (да 400 кВ там указаны больше для проформы).

Литовская подстанция 400/330 кВ Алитус. Вставка постоянного тока работает в данный момент, автотрансформаторы 400/330 кВ ждут отключения БРЭЛЛ
Литовская подстанция 400/330 кВ Алитус. Вставка постоянного тока работает в данный момент, автотрансформаторы 400/330 кВ ждут отключения БРЭЛЛ

Алитусовские автотрансформаторы, подозреваю, точно никуда не поедут. Они банально требуют сильной доработки напильником схемы на Бурштынской ТЭС, потому что там стояли старые советские однофазники. Плюс, в случае отключения БРЭЛЛ, как же Швеции спасать Польшу, ну или Польше спасать Литву?

Итого прибалты имеют аж 28 генераторных трансформатора и 75 автотрансформаторов разных возрастов, мощностей и производителей. Это естественно, если решится убиться полностью. Теоретически по структурной надёжности можно нарисовать 35 резервных автотрансформаторов. Фактически в резерве видно один, если реально потрясти схему, то можно будет натрясти штук пять. Собственно говоря, это всё, что может оперативно предоставить Европа из трансформаторного оборудования…