В старые добрые времена у Европы появился главный торговый путь, путь в Индию. Достаточно было обзавестись своим таможенным постом на этом пути-и можно было вообще не работать. Однако вскоре на этом пути появилось такое количество постов, причем переходящих из рук в руки, что бизнес потерял счет издержкам. Когда португальцы начали прокладывать в Индию свой морской путь, они обнаружили, что на морском пути уже почти все занято. Морскую торговлю с Индией плотно заняли арабы. Более того, их торговые фактории опутали все побережье Восточной Африки.
Одной из баз арабских купцов стал остров Занзибар, удобно расположившийся недалеко от континента и торговых путей. В 1499 году португальцы захватили остров и почти на два века он стал одним из форпостов португальской экспансии на пути в Индию.В 1698 году Занзибаром завладел султанат Оман, создавший огромную торговую империю на побережье Азии и Африки. Занзибар стал крупнейшим торговым хабом этой морской империи. К тому же на островах сами стали выращивать пряности.
Торговля шла бойко, помимо пряностей активно торговали хлопчатобумажными и шёлковыми тканями, стеклянными изделиями, жемчугом, ладаном и другими благовониями, пряностями, фарфором, слоновой костью, медью, золотом и серебром, позднее сахаром, кофе и солью. Но специализировался Занзибар на работорговле.
Военный флот Омана в 18-м веке стал вторым после британского в Индийском океане. Султанат имел полноценные дипломатические отношения со всем цивилизованным миром. Но в середине 19-го века морская империя пришла в упадок- военный флот устарел по сравнению с европейскими паровыми флотами, основной торговый партнер, Индия, перешел под юрисдикцию британской короны, в 1869 году был открыт Суэцкий канал, который увел значительный грузопоток, а главное, в цивилизованном мире в 1848—1873 годах была запрещена работорговля. Целой стаи "черных лебедей" экономика Омана не выдержала. Столица, Маскат, захирела, ее население сократилось к 1870 году с 55 до 8 тысяч человек. Более того, часть территории собственно Омана, "Пиратский берег", англичане превратили в 1853 году в свой протекторат-Договорный Оман. Это привело к тому, что свою резиденцию султан в 1837 (1853) году перенес в более спокойный Занзибар, за ним потянулись и жители столицы.
После смерти в 1856 году султана Саида империю разделили на две части между сыновьями, на собственно Оман и на султанат Занзибар, с владениями в восточной Африке.
14 июня 1890 года был заключен Занзибарский договор, согласно которому сам султанат Занзибар превращался а британский протекторат, а его восточноафриканские владения, ранее арендованные Германией, за 4 миллиона марок выкупались немецким правительством.
Увы, даже султаны не вечны, 25 августа 1896 года скончался султан Хамад ибн Тувайни (правил 1893-1896), лучший друг британской короны. Злые языки говорят об отравлении 39-летнего султана и даже показывают пальцем на его двоюродного брата Халида ибн Баргаша, который незамедлительно принял на себя тяжкий груз управления государством и титул.
Одна проблема, горе от утраты любимого брата помешало Халиду заглянуть в Занзибарский договор, где арабским по белому предусматривалось обязательное утверждение кандидатуры очередного султана английским консулом. Говорят также, что эта забывчивость опиралась на некоторые договоренности с Германией, заинтересованной вытащить лакомый кусок из миски британского питбуля.
Британцы собирались передать трон другому двоюродному брату усопшего султана, Хамуду ибн Мухаммеду, с которым у них были сложившиеся рабочие отношения. Лорд Солсбери телеграфировал британскому консулу разрешение использовать имеющиеся в распоряжении ресурсы для отстранения Халида от власти.
"Вы уполномочены принимать любые меры, которые сочтете необходимыми, и в ваших действиях вас поддержит правительство Ее Величества. Однако не пытайтесь предпринимать какие-либо действия, в успешном выполнении которых вы не уверены. ."
Султану Халиду 26 августа 1896 года был предъявлен ультиматум, который истекал 27 августа в 9:00 утра. От султана требовалось разоружить армию, спустить свой флаг над дворцом и отказаться от должности. Все торговые суда были выведены из гавани, а британские женщины и дети отправлены на флагманский крейсер и на судно Британско-индийской пароходной компании.
«Тишина, нависшая над Занзибаром, была ужасающей. Обычно били барабаны или плакали дети, но в ту ночь не было абсолютно ни звука».
За час до истечения срока ультиматума начались интенсивные переговоры. В 8-00 представитель султана попросил о встрече с британским представителем в Занзибаре Бэзилом Кейвом. Кейв не возражал, но только после выполнения условий ультиматума. В 8-30 Халид ибн Баргаш передал следующее послание, в котором сообщил об отказе в выполнении британских требований и выразил сомнение в том, что британцы решаться открыть огонь. Кейв успел ответить: «мы не хотим открывать огонь, но, если вы не выполните наших условий, мы сделаем это».
Требования ультиматума были подкреплены вошедшей в порт британской эскадрой контр-адмирала Гарри Роусона. В нее входили бронепалубные крейсера 1-го класса «Сент-Джордж» (St. George) типа «Эдгар» и 3-го класса «Филомел» (Philomel) типа «Пёрл», торпедная канонерская лодка «Ракун» (Racoon) класса «Арчер» и канонерская лодка «Траш» (Thrush) типа «Редбрест». Еще одна канонерская лодка, HMS Sparrow, вошла в гавань позже и встала на якорь напротив дворца, рядом с HMS Thrush .
Также под командованием лейтенанта Артура Эдварда Харингтона Райкса из Уилтширского полка ( одновременно бригадного генерала занзибарской армии) было около 900 занзибарских аскари. Войска Райкса были опытными и обстрелянными солдатами, были вооружены двумя пулеметами «Максим» и девятифунтовой пушкой. Они стояли у ближайшей таможни. 150 моряков и морских пехотинцев под командованием капитана О'Каллагана было высажено с британских кораблей для предотвращения беспорядков и охраны британского консульства.
Султан мог рассчитывать на 2800 человек под командованием капитана Салеха из дворцовой охраны, две 12-фунтовые пушки (были подарены султану германским императором Вильгельмом II), одну гладкоствольную бронзовую пушку, 1 картечницу Гатлинга, несколько пулемётов Максима и несколько сотен султанских рабов в качестве рабочей силы. Среди 2800 вооруженных людей лишь 700 были кадровыми занзибарскими военными-аскари, остальные - простые горожане.
Флот султаната располагал султанской яхтой «Глазго», парой баркасов и несколькими шхунами.
Султанский дворец после получения ультиматума активно начали готовить к обороне. Только он для защиты не был предназначен, его построили не так давно и в основном из местной древесины. Он состоял из трех зданий, сам дворец, Бейт аль-Хукм(гарем) и Бейт-аль-Аджаиб («Дом чудес», церемониальный дворец), соединенных крытыми деревянными мостами. Над дворцом Халида развевался большой красный флаг султана.
Ровно в 09:00 бригадный генерал занзибарских войск (и премьер-министр Занзибара) Ллойд Мэтьюз приказал британским кораблям начать бомбардировку. В 09:02 три канонерские лодки Ее Величества одновременно открыли огонь по дворцу. Первым же выстрелом из 4-дюймового скорострельного орудия «Траша» была уничтожена 12-фунтовая пушка защитников дворца. В деревянном дворце находилось три тысячи солдат, слуг и рабов, и, несмотря на баррикады из ящиков и тюков, было много жертв от фугасных снарядов. Султан Халид практически после первых выстрелов бежал из дворца. Корреспондент Reuters сообщил, что султан «бежал при первом же выстреле со всеми ведущими арабами, которые оставили своих рабов и последователей, чтобы продолжать боевые действия». Обстрел прекратился около 09:40, к этому времени дворец и прилегающий к нему гарем загорелись, пушки султана были подавлены, а флагшток с султанским флагом сбит снарядом.
Одновременно развернулось сражение на море. В 9-05 королевская яхта «Глазго» открыла огонь по крейсеру «Сент-Джордж» из своих 9-фунтовок и Гатлингов. Ответным огнем яхта была потоплена, она затонула на мелководье и ее мачты остались над водой. Экипаж яхты успел поднять британский флаг в знак своей капитуляции, и все моряки были спасены британцами. «Траш» также потопила два занзибарских паровых катера, экипажи которых открыли по британским кораблям огонь из винтовок.
Дворец штурмовали аскери Райкса, оборонявшиеся открыли по ним стрельбу, но без результата. Сопротивление прекратилось одновременно с завершением британского обстрела.Во время боя британские корабли и экипажи израсходовали около 500 снарядов, 4100 пулеметных и 1000 винтовочных патронов.
Сражение заняло всего то ли 37 или 38, то ли 45 минут и стало самой короткой войной в истории согласно Книги рекордов Гиннеса.
Уже в полдень султаном стал Хамуд бин Мухаммед.
С британской стороны легкое ранение получил младший офицер канонерки «Траш», занзибарцев погибло около 500.
Во время последующего хаоса был разграблен индийский квартал, погибло около 20 жителей, британцам пришлось завезти еще 150 сикхов с континента для поддержания порядка. С крейсеров пришлось срочно высаживать десант для тушения пожаров, распространявшихся от горящего дворца.
Новый султан Хамуд беспрекословно выполнял все распоряжения британцев, через несколько месяцев он окончательно отменил рабство и за 10 лет было освобождено более 17000 рабов (на 60 тысяч населения).
Участники демонстрации британской мощи были щедро награждены и империей и протекторатом. Лейтенант (генерал) Райкс получил Орден Сверкающей Звезды Занзибара 2-й степени, занзибарский Орден Хамондие первого класса, затем стал командующим армией Занзибара. Генерал Мэтьюз получил Великий Орден Хамондие, стал кроме премьер-министра еще и казначеем Занзибара. Консул Бэзил Кейв стал кавалером ордена Бани и губернатором Нового Южного Уэльса в Австралии. Контр-адмирал Роусон был награжден занзибарскими Орденом Сверкающей Звезды Занзибара и Орденом Хамондие.
Интересна судьба неудавшегося султана. При первых выстрелах он покинул дворец и уже в 9-35 был в германском консульстве. Новый султан утвердил арест узурпатора и возле консульства постоянно дежурил отряд королевской морской пехоты, чтобы арестовать Халида на выходе с территории второго рейха. Вместе с Халидом у немцев укрылись капитан Салех и около сорока сторонников. Их охраняли десять вооруженных немецких моряков и морских пехотинцев. Выдать беглецов немецкий консул Альбрехт фон Рехенберг отказался, так как в англо-германском соглашении экстрадиция на "политических" не распространялась.
Спасение "рядового Султана" потребовало от немцев и усилий и креатива. 2 октября 1896 года в Занзибар пришёл немецкий крейсер SMS «Seeadler». С крейсера была спущена шлюпка, на берегу ее взвалили на плечи матросы, донесли к немецкому консульству, где в нее загрузили бывшего султана, отнесли на берег, спустили в море и доставили на борт. Юридически бывший султан не покидал суверенную территорию Германской империи.
Бывший султан жил в Дар-эс-Саламе до 1916 года, когда его схватили британцы, занявшие во время Первой мировой войны все германские колонии в Африке. Он был сослан на Сейшельские острова, затем на остров Святой Елены, потом отпущен, и умер в 1927 году в Момбасе. Британцы не забыли выставить бывшему монарху счет за мародерство в 300 000 рупий.
Судьба султанских спутников мне неизвестна.
Теперь о флагмане занзибарского флота, султанской яхте «Глазго», принявшей неравный бой 27 августа 1896 года.
Корабль был построен в Англии по образцу фрегата HMS Glasgow по заказу султана Баргаш ибн Саида в качестве королевской яхты. Предыдущая яхта султана погибла во время урагана 1872 года. А в 1873 году Занзибар посетил с дружественным визитом британский винтовой фрегат HMS Glasgow, который весьма понравился султану. Баргаш посоветовался с сэром Уильямом Маккинноном, основателем British-India Steam Navigation Company, который рекомендовал ему фирму William Denny and Brothers как отличного кораблестроителя. 17 апреля 1877 года Денни лично написал агентам Баргаша, обещая сделать все "дорого-богато" (построить «судно во всех отношениях красивое и солидное произведение»). Счет в 32 735 фунтов стерлингов был султаном оплачен, 14 мая 1877 года корабль для Его Величества был заложен.
Корабль имел композитную конструкцию, железный каркас был обшит тиком, киль был изготовлен из горного вяза, а ниже ватерлинии корпус обшили листами мюнц-металла. Трехмачтовый корабль был оборудован паровой машиной с подъемным винтом.
Отделка соответствовала султанским требованиям к роскоши- две парадные комнаты, обеденный салон, ванная комната и туалет в султанских апартаментах. Корабль был спущен на воду 2 марта 1878 года. Он отправился на Занзибар из Портсмута 17 апреля 1878 года под командованием капитана Королевского флота Хэнда.
Однако султан, осмотрев по прибытии покупку, был разочарован. Британский фрегат произвел на него в свое время гораздо более сильное впечатление.
Действительно, семь нарезных дульнозарядных девятифунтовых пушек и девятиствольная картечница Гатлинга в подарок от королевы Виктории, это как то несолидно для уважающего себя султана.
В результате полуяхта-полуфрегат так и простояла в порту Занзибара. За 20 лет корабль пережил и султана и трех его преемников, но его минута славы случилась лишь при двухдневном султане Халиде 27 августа 1896 года.
В бою 27 августа 1896 года оказался единственным боеспособным представителем занзибарского флота. Хотя, согласно Конвею числилось еще 6 паровых судов:
Но толку ни от них, ни от «Глазго» не было. В коротком бою он был потоплен и в 10-45 затонул. После подъёма британского флага экипаж спасён английскими кораблями. Корабль долго лежал на дне гавани, затрудняя судоходство, с тремя мачтами и трубой над водой. В 1912 году за 2500 фунтов стерлингов частная компания за шесть месяцев разрушила корабль зарядами взрывчатки. Котел, гребной винт и несколько пушек были проданы на металлолом. Несколько секций железного каркаса, тиковые доски, листы мюнц- металла, железные чушки балласта, остатки паровой машины и гребного вала до сих пор находятся на дне и иногда посещаются дайверами.
«Глазго» HHS (His Highness' Ship) Glasgow. William Denny and Brothers. Заводской №200. Заложен 14 мая 1877 года. Спущен на воду 2 марта 1878 года. Введён в эксплуатацию 17 апреля 1878 года. Выведен из состава флота 27 августа 1896 года. Затонул во время англо-занзибарской войны, поднят и разобран в 1912 году
Водоизмещение стандартное 1416 тонн. Длина 64 м. Ширина 8,8 м. Осадка 4,9 м.
Двигатели-Паровая машина 1720 л. с..Движитель 1 подъёмный винт. Скорость хода 12 узлов
Вооружение- 7 нарезных 9-фунтовых (107-мм) пушек, 9 ствольная картечница Гатлинга
Верхушки мачт и труба затонувшего «Глазго» видны на этой панораме гавани Занзибара, сделанной в 1902 году.
систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:
Флоты мира 1860-1945. Справочник.
Флот 21-го века.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам