Роман с полным правом можно отнести к жанру семейных саг. Перед нами проходит жизнь трёх поколений одной семьи, охватывая практически век – с 1917 по 2014 годы. Семья, правда, несколько необычная: Владимир Дымов, его жена Ольга и двоюродная сестра Ольги Женя. Так сложилась их жизнь, что две женщины полюбили одного мужчину и прожили всю жизнь вместе. Подробности раскрывать не буду, но скажу, что никакой «шведской семьи» нет, и эротических подробностей тоже нет. А есть многое другое – пунктиром военные годы и эвакуация, где умерла мама Жени, репрессии 30-х, которые задели краем семью Дымовых, более подробно благополучные и спокойные 50-80-е годы, смутное время перестройки и падения СССР, непонятное доселе начало века 21-го.
И на этом фоне проходит красной нитью основная тема романа – тема поиска себя, тема конфликта отцов и детей.
Я бы сказала, что название романа «Учитель Дымов» не совсем соответствует содержанию книги, поскольку учителями были все три представителя семьи – Владимир Дымов, преподававший химию в институте; Валерий Дымов, начавший с преподавания физкультуры в школе, а затем пришедший к обучению йоге и прочим эзотерическим практикам; Андрей Дымов, ставший преподавателем литературы в провинциальной школе, бросив карьеру журналиста. Каждый из них пришёл к учительской карьере отнюдь не следуя семейным традициям, а, напротив, вопреки – не желая повторить судьбу своих отцов, которая казалась им не слишком удачной.
Все три поколения Дымовых стремились как можно дальше отойти от лопастей государственной машины, дабы сохранить свободу и жизнь (Владимир Дымов), свободу совести (Валерий Дымов), найти душевное спокойствие (Андрей Дымов).
С Владимиром Дымовым – старшим представителем династии, пожалуй, всё понятно. Он родился в 1917 году, его старший брат подвергся репрессиям, и чтобы государственная машина не перемолола и его, он всю жизнь пытался ускользнуть от неё – поменял фамилию, ушёл из науки, менял города.
Валерий Дымов родился в 1949 году. Его юность пришлась на рубеж 60-70-х годов, когда в определённых кругах молодёжи появилась возможность прикоснуться к западной культуре, к самиздату, когда в столице модным стало быть или хотя бы казаться диссидентом. Кстати, диссиденты описаны Кузнецовым с лёгкой долей иронии – они знали, чего они не хотят, но с трудом представляли себе, к чему стремятся. Чаще всего их диссидентство заключалось в нежелании работать, которое оправдывалось тем, что, мол, мы не хотим работать на ЭТО государство. Но, во-первых, не только СССР, но и любое другое государство – это в первую очередь подавляющий институт, а во-вторых, давно уже всем понятно, что жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Валерий Дымов постарался хотя бы стать максимально невидимым для государства, как его научила одна из героинь романа, но это у него получилось весьма относительно и ненадолго. Потому что либо ты ускользаешь от государства и идёшь по пути аскета, сводя свои материальные блага к минимуму, либо ты живёшь по предлагаемым правилам, и тогда у тебя появляется возможность жить стабильно и обеспеченно, хотя бы относительно.
Андрей Дымов родился уже в середине 70-х годов ХХ века, и его не устраивал жизненный путь и деда, и отца. Он искал свой путь, но в итоге, пройдя работу в гламурных журналах, которые ни о чём, вернулся на путь даже не деда, а его матери, на путь просветительства, уехав преподавать в провинциальную школу. И самое главное, что это принесло ему долгожданное душевное спокойствие.
Если бы в романе речь шла только о том, как плохо было жить при советском строе, то, пожалуй, я бы согласилась с тем, что это – семейная сага. Но я поняла роман гораздо шире. В любой стране, при любом строе существует конфликт отцов и детей. В любой стране есть люди, которые идут против системы (любой). И при любой системе надо понимать, что, идя против неё и считая себя чуть ли не героем, на самом деле ты чаще всего подставляешь своих близких людей, и тех, с кем тебе приходится так или иначе общаться.
Но опять возвращаясь к названию романа, хочу сказать, что не Дымовы – главные герои повествования, а Женя, Евгения Никольская, которая всю свою жизнь посвятила им, Дымовым. Полюбив Владимира, она всюду следовала за ним и его женой Ольгой. У неё была возможность создать свою семью, но она сделала свой выбор. Она вырастила и сына Владимира – Валерия, и внука Андрея. И не стоит думать, что она принесла себя в жертву - она была довольна своей судьбой, своей жизнью.
В конце романа показалось, что автор, показывая судьбу младшего Дымова, зашёл в тупик. Работая преподавателем литературы в столичном лицее и показывая старшеклассникам на примерах лучших произведений мировой литературы, что надо жить по совести, стараться улучшить жизнь и не идти на компромисс, он понял, что тем самым навлекает на своих совсем ещё молодых, несовершеннолетних учеников беду, поскольку те, проникнувшись идеями свободомыслия, собрались принимать активное участие в переустройстве общества, а именно, участвовать в уличных беспорядках, которые имели место в начале 10-х годов ХХI столетия в Москве. Но Андрей нашёл выход из ситуации – практически тот же, которым воспользовались и его отец, и его дед: последовав мудрому совету бабушки Жени, он исчез из центра политических и социальных катаклизмов. И понял, что в провинции люди ничуть не глупее, ничуть не ограниченнее, а жизнь – чище, спокойнее и благодарнее.
Кусочек из эпилога: «Когда-то будущего было много; собственно – вся жизнь, но с каждым годом оно сжималось, как высыхающая губка, забытая в темном углу кухни, скукоживалось, как осенний кленовый лист, засушенный между страниц книги, пряталось в свою раковину, как испуганная улитка-высуни-рога, только тронешь, и – хоп! – уже нет, скрылась, завернулась в известковую спираль, только что было – а вот уже и нет.
Когда-то можно было лежать, укрывшись одеялом, ждать, пока придет сон, представлять, что с тобой будет завтра или через год, через десять, двадцать лет, а потом постепенно, шажок за шажком, не осталось двадцати лет, не осталось десяти, а потом и насчет года становилось все сомнительней, даже не потому, что можно умереть раньше, а просто через год тебя не ждет ничего интересного – будет такой-то месяц, такой-то день, можно примерно угадать, какая будет погода, вот, собственно, и все, а остальное – как сегодня, как завтра, как вчера и как полгода назад.
Будущее исчезает не когда ты чувствуешь приближение смерти, а когда дни становятся неотличимы друг от друга, когда оно перестает таить в себе неизвестность, перестает будоражить воображение. Сколько бы ни прожила, будешь жить в этой квартире, спать на этой кровати, даже надевать по утрам будешь ту же одежду, потому что зачем покупать новую – не так уж долго осталось носить ту, что есть.
Сколько бы ни прожила, больше не встретишь новых людей, а если встретишь – не запомнишь. Твой мир, твое настоящее сжимается: всего-то тебе осталось две комнаты и кухня, лестница и лифт, двор и дорога до магазина, да и те – лишь когда сойдет снег, то есть, возможно, уже и никогда. Записная книжка – если бы еще сохранились настоящие записные книжки – тоже становится все тоньше, все меньше людей звонят тебе, все меньше людей, которым тебе хочется позвонить. И это не говоря о тех, кто навсегда убыл, о тех, встречу с кем тебе не надо будет предварять телефонным звонком, если, конечно, не считать тот самый, 03, по которому позвонит Валера, когда тебе придет время отправляться к тем, кого больше нет».
Ну и немного об авторе. Сергей Юрьевич Кузнецов (род. 1966) — российский писатель, журналист, предприниматель. Родился в Москве в семье известного химика Юрия Кузнецова и преподавателя французского языка и литературы Галины Кузнецовой. С 2013 года живёт с семьей в Париже.
Прочитать роман онлайн можно здесь: https://reading-books.me/pr...
Этот материал ранее был размещён мною здесь: https://my.mail.ru/community/manuscripts/023633285B76D06A.html