Найти тему
О Жизни и об Истории

Корректирую некоторые утверждения авторов учебника/В помощь учителю географии

В каком-то смысле данная статья – продолжение вот этого моего поста: Главную мысль, которую всегда пытаюсь донести до учеников: избегайте простых… Интересные – в кавычках, разумеется, интересные – представления о взаимоотношениях науки и религии у нас в учебниках формируют. Прямо со школьной скамьи, с пятого класса.

Фото автора.
Фото автора.

Виден текст на картинке? О выступившей против Коперника Католической Церкви. А ничего, что Коперник был сам человеком, пребывающим внутри Церкви – каноником.

Николай Коперник. Изображение из открытых ситочников.
Николай Коперник. Изображение из открытых ситочников.

А ничего, что его главным оппонентом стала не Католическая Церковь, но выдающий датский астроном и математик своего времени и вполне светский человек Тихо Браге, что заставляет несколько скорректировать сентенцию авторов учебника о поддержке Коперника видными учеными того времени.

Ну и про то, что научные и религиозные взгляды якобы были долгое время различны. Об этом тоже много чего можно было бы сказать.

Фото автора.
Фото автора.

И раз речь о религии, то апеллировать представляется разумным к науке и религии в мире прежде всего ислама, во многом благодаря которому до нас дошли труды выдающихся античных мыслителей, и собственно не в последнюю очередь поэтому слова «мусульманин» и «философ» в ранее Средневековье носили тождественный характер.

Тихо Браге - главный оппонент Коперника. Изображение из открытых источников.
Тихо Браге - главный оппонент Коперника. Изображение из открытых источников.

Полагаю, имена выдающихся ученых-мусульман раннего и не очень Средневековья известны моим уважаемым читателям. И не хватит обычной для блога статьи для простого их перечисления. Разве что замечу: в одной библиотеке Багдада книг было больше, нежели во всей тогдашней Европе. И ее культурнейшим регионом, наряду с Восточно-Римской империей являлся расположенный на Пиренеях Кордовский халифат.

Что касается науки и Католической Церкви. Тут тоже много чего можно было бы рассказать, но я просто дам ссылку на материл в Википедии – в данном конкретном случае это оправдано, при всем критическом отношении к этому ресурсу, – в котором перечислены имена выдающихся ученых-иезуитов: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F:%D0%A3%D1%87%D1%91%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%B8%D0%B5%D0%B7%D1%83%D0%B8%D1%82%D1%8B.

О них бы стоило прочесть авторам данного учебника прежде, нежели писать то, что они пишут для неокрепших детских умов о различии, долгое время, научного и религиозного мировоззрения. Я не говорю, что в данной сфере все было идеально, но упрощать тоже не видится мне верным. Понятно, что усложнять для пятиклассников также не стоит, но убежден: сфотографированный пассаж о формате взаимоотношений Католической Церкви и науки искажает реальную картину.

Наконец, подчеркну: именно христианство стояло у истоков современной европейской науки.

Если Вам понравилась статья — подписывайтесь на мой канал .

Игорь Ходаков