«Этический момент» — это рубрика, в которой мы помогаем разбираться со сложными этическими дилеммами на работе. На этот раз HR-партнер Дзена Лера Новикова рассказывает, как быть в ситуациях, когда коллега в опенспейсе делает что-то раздражающее.
Совместная работа в одном пространстве — вопрос притирки. Мы проводим на рабочем месте достаточно времени, чтобы почувствовать дискомфорт от действий коллег: кто-то может громко грызть яблоко, а кто-то пользуется ярким парфюмом.
• Если такие вещи становятся регулярными, а раздражение растет, для начала стоит поговорить с человеком один на один.
• Используйте «я-высказывания» (почитайте о них подробнее здесь). Если кратко: делайте акцент на том, что чувствуете вы, а не на том, что не так с коллегой.
• Объясните, почему это раздражает, и предложите альтернативу. Например: вместо того чтобы сказать «Сколько можно чавкать! Ужасно бесит!», выберите вариант «Я очень отвлекаюсь и нервничаю от звуков того, как люди жуют. Не мог бы ты есть на кофепойнте?» Такие фразы не содержат в себе агрессии и приглашают к диалогу. То же касается громких разговоров по телефону или музыки.
• Труднее будет поговорить о парфюме или громком сморкании. Тут сложнее предложить альтернативу, не нарушив личных границ. Но если поделиться своим беспокойством, показывая свое расположение, а не агрессию, есть большой шанс найти общий язык.
• Если договориться не получилось и коллега воспринимает вашу просьбу в штыки, то попробуйте просто отстраниться. Попробуйте надеть наушники или поработать из другого места на время перекусов или звонков коллеги.
• Время прошло, а тенденция не меняется? Поговорите о том, чтобы сменить рабочее место — если это не повредит текущим процессам.
Если пересаживаться или просто смириться вы не намерены, обратитесь к HR-партнеру или своему руководителю. Многие компании вносят в регламентирующие документы правила о том, как лучше вести себя в опенспейсе. Если у вас этого еще нет, то, вероятно, после такого разговора руководство введет общие правила. А пока HR-партнер сможет обсудить проблему с каждым, подобрать правильные слова и аргументы, а также предложить компромиссное решение.
Важно: не забывайте обращать внимание и на свои привычки. Не слишком ли яркие у вас духи? Ваш телефон издает громкие звуки? Частенько щелкаете ручкой? Если вы ответили «да» хоть на что-то из этого, постарайтесь понять, влияет ли это на ваших коллег. В конце концов, главное — чтобы всем было комфортно.