Найти в Дзене
Black Maria Кино

Месяц Кристофера Нолана: Обсуждаем "Преследование" 1998 г.

С середины 2000-х Кристофер Нолан превратился в одно из самых ярких кинематографистов современности, а последние 10 лет и вовсе приобрел статус уникального режиссера авторского мейнстрима, обладающего всеобщей мировой славой и незыблемым авторитетом.

Его ленты переполнены экзистенциальными концепциями, метафизикой, вопросами человеческой этики и идентичности. Он мастерски жонглирует с концепцией времени, создает необычными структуры повествования и вплетает научные гипотезы в свои фильмы, которые при всем этом остаются легко усваиваемы массовой публикой.

Кристофер Нолан. Источник фото: dailysabah.com
Кристофер Нолан. Источник фото: dailysabah.com

И все эти черты авторского стиля Кристофера Нолана есть уже в самом персом его фильме - "Преследование" 1998 г.

"Преследование" - это дешевый черно-белый фильм, который Нолан снимал целый год, так как все участники съемочного процесса имели основную работу. Сам Нолан никогда не изучал кинематографию профессионально, но увлекался и занимался кино с детства. До "Преследования" он снял несколько короткометражек, а идея этой дебютной полнометражки пришла ему в голову, когда он обнаружил, что кто-то вломился в его комнату.

Кадр из фильма "Преследование", 1998 г.
Кадр из фильма "Преследование", 1998 г.

История, рассказываемая в этом фильме, кажется очень простой - мужчина, незадавшийся писатель, развлекает себя тем, что следит за случайными прохожими. Однажды один из его преследуемых субъектов подсаживается к нему в кафе и заявляет, что давно заметил слежку.

У этих двоих складывается нечто вроде дружбы и сотрудничества. Новый знакомый заявляет, что любит проникать в чужие квартиры, перекладывать там вещи и забирать что-то, что можно продать, с собой. Мужчины начинают заниматься этим вместе. Но в итоге история завершается неожиданным и жестоким твистом.

Кадр из фильма "Преследование", 1998 г.
Кадр из фильма "Преследование", 1998 г.

В какой-то момент зрители осознают, что они смотрят историю, которая разворачивается вовсе не линейно. Показываемые события относятся то к прошлому, то к тому, что произойдет задолго до точки "сейчас". Герои оказываются дуалистичными персонажами. А сама история приобретает целостность и полное переосмысление лишь в последних минутах фильма.

Эксперименты с такими скачками в повествовании и "сложение" истории, как разрозненного пазла, были крайне популярны во второй половине 90-х после триумфального успеха "Криминального чтива" Тарантино. Но Кристофер Нолан безусловно стал одним из немногих кинематографистов, нашедших собственный голос в киноповествовании.

Кадр из фильма "Преследование", 1998 г.
Кадр из фильма "Преследование", 1998 г.

Сложно назвать "Преследование" выдающимся фильмом (даже несмотря на его высокие рейтинги - 7,5 в IMDB и 7,6 в Кинопоиске). Все-таки это во многом экспериментальный дешевый явно ограниченный возможностями фильм, где Кристофер Нолан лишь пробовал себя в качестве полноценного автора кинопроизведений. Но просмотра эта лента, безусловно, стоит.

Кстати, забавная деталь: Хитроумного вора в "Преследовании" зовут Кобб. Также, как спустя 12 лет будут звать вора в мире сновидений из "Начало", которого сыграл Леонардо Ди Каприо.

Посмотрели "Преследование" (Following)? Делитесь впечатлениями в комментариях.