Найти тему
ДЕТИ ПРОТИВ АНГЛИЙСКОГО

Я — УЧИТЕЛЬ, И Я НЕНАВИЖУ ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ! ЧАСТЬ 1

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Я настолько ненавижу домашние задания, что даже во время работы в школе, буквально заставляла себя задавать его своим ученикам. И если бы не занудная завуч Светлана Николаевна, которая выскребала мозг кофейной ложечкой за незаполненные строчки в журнале и родительницы с ОКР, которым постоянно надо все контролировать, я бы, скорее всего, не задавала бы ничего, кроме повторения лексики.

Hello! Я Марина Юрьевна, преподаватель английского с 10-летним стажем. Если после этого признания вас все еще интересуют занятия английским со мной, вот мой телеграмм

Ну а теперь серьезно. Домашнее задание подразумевает самостоятельную работу ученика по какой-либо из пройденных тем. Самостоятельную, Карл! Т.е. ты ему задаешь пейдж севен эксесайз фотин, он дома открывает учебник и сам — без бабушки, без репетитора, без папы с мамой и тем более без ГДЗ — выполняет это задание.

Чтобы это стало возможным хотя бы для одного конкретного ребенка должны... сойтись звезды. Очень много факторов должно совпасть, чтобы ребенок открыл учебник и самостоятельно справился с упражнением, потратив на это не 2 часа, а 18 минут (началка) или 30 минут (5-7 классы), как того требуют нормы Сан Пина.

А так, чтобы эти несчастные звезды сошлись для всей группы, в которой Коля может только списывать, точнее, срисовывать тексты в тетрадку, а Маша с легкостью поддерживает разговор на простейшие бытовые темы... ну не надо так много требовать от звезд, в самом деле! Маше нельзя давать задание списать текст, это убьет ее мотивацию. Коле нельзя задавать домашние вовсе. Индивидуальный подход? Хоть учителя и не звезды, но давайте и от них не требовать невозможного...

С домашними все сложно, потому что...

У детей вообще много дел. И домашние задания - одно из самых нелюбимых. Фото из открытых источников
У детей вообще много дел. И домашние задания - одно из самых нелюбимых. Фото из открытых источников

Дети чаще всего не умеют читать по-английски

Подавляющее большинство детей не умеет читать и прекрасно знает об этом. Дети не дураки, хотя порой кажется, что наоборот. Нет, они понимают, что все равно выше тройки за какой-нибудь пересказ текста или чтение вслух не получат. Да даже прочитать вслух то, что списано из ГДЗ не смогут! Шансов нет, смысла делать дз — тоже!

Тексты заданий в учебниках перегружены незнакомым материалом

В домашних заданиях любого плана постоянно попадается что-то, что дети не проходили. Страсть составителей любого учебника (да, да, и британских тоже) — перегружать студентов. Например, в тексте для пятиклашек делать "вставки" с Present Perfect, который они не проходили. Или в упражнение на грамматику насовать новой, не изученной ранее лексики. Честно, мне порой хочется найти авторов пособия и об их светлые головы порвать это самое пособие! Нельзя, ну нельзя наработать базу, постоянно засыпая студента новым и новым материалом! Именно это "многообразие" единиц языка, которое подобно потоку ледяной воды льется на студентов в начале обучения, и отбивает охоту к изучению языка.

Да, я сама была из тех немногих учеников, кто не расставался со словарем и, узнав новое слово, сочиняла с ним примеры и выписывала их в отдельную тетрадочку — чисто для себя. Но таких детей (да и взрослых) — единицы! Это надо учитывать, особенно при работе с детьми. Во время работы в классе, с учителем, который подскажет / переведет / обратит внимание — это одно. Но на дом надо задавать задания из серии "два притопа — три прихлопа", чтобы ребенок сделал его за те самые 20 минут, приговаривая "какой я молодец"! А не вот это все, как в spotlightах, starlightах и иже с ними!

Ребенок не чувствует дна под ногами

Английский язык — это объективно один из самых сложных школьных предметов, особенно для детей. Это чуть ли не единственный предмет, который дети начинают изучать, совершенно не имея "почвы под ногами". Основной принцип, которого придерживается школьная система похож на то, когда чтобы научить человека плавать, его отвозят на лодке подальше от берега и бросают в воду — авось, от страха поплывет. Но этот принцип не работает, потому что речевая деятельность и физическая — не одно и тоже. Выплыть, не умея плавать, еще хоть как-то можно. Заговорить, не зная звуков и правил, по которым слова складываются в предложение, нельзя! Просто потому что когда ты в воде делаешь неправильное движение и начинаешь погружаться в нее сильнее, ты можешь чисто интуитивно сделать другое, правильное, которое поможет тебе удержаться на воде. Ты это почувствуешь сам! А если ты неправильно говоришь и тебя никто не поправляет — как ты поймешь, что сказал что-то не то?!

Новые звуки, новые принципы чтения, совершенно иной грамматический строй. И разница особо ощутима именно на базовом уровне. Детям крайне сложно даются простейшие конструкции из серии "Я — Катя" и "Я — ученица", потому что в них присутствует глагол-связка, который в русском языке в настоящем времени не употребляется НИКОГДА, а предложение "Я есть Катя" сразу же выдает иностранца... и только один из многочисленных примеров!

-3

Процесс овладения английским на начальном этапе, наработка базы — это пытка для мозгов! Привычное русскоязычное сознание вытесняет любое правило, тем более прочитанное аж целых 2 раза! — а времени на тщательную отработку программой не предусмотрено. И вот с этим ребенок остается один на один, ведь чаще всего вся семья "учила немецкий и ничем не может ему помочь"! Не можете помочь — оставьте ребенка в покое!

Но больше всего меня в этом вопросе поражают учителя. Люди с 5, 10, 15 -летним опытом работы, которые в n-ный раз наскоро объяснив какой-нибудь there is / there are в утвердительной форме, на дом задают 3 упражнения, на утвердительную, отрицательную и вопросительную формы предложений, вы это серьезно? Вы серьезно считаете, что это даст хоть какой-нибудь результат, кроме отрицательного? Не верю — прекрасно понятно, что толку от таких дз не будет, ни на какой магии дети не поймут то, что им не объяснят... раз так 40 минимум. В итоге мы имеем дело с профанацией учебного процесса в чистом виде... + стресс и / или отсутствие мотивации у детей. Я считаю, что в вопросе домашних заданий учителя должны руководствоваться врачебным принципом "Не навреди"!

Затыкать самими учениками дырки в школьной программе, составленной "специалистами", которые этих самых детей в глаза не видели — ну такое. Давайте почаще вспоминать Януша Корчака, который вместе со своими учениками шагнул в газовую камеру и... задавать им на дом что-то адекватное. Давайте не бросать их один на один с домашкой, которую они не в силах выполнить самостоятельно. Давайте не врать самим себе — какой смысл задавать детям на дом 5 упражнений, из которых они объективно готовы выучить только 5 слов? Просто задайте им эти 5 слов и похвалите, что они их выучили. Тогда, через какое-то время, хотя бы кто-то из ваших учеников будет готов выполнять по 5 упражнений за раз... это уже будет вашим достижением!

ВНИМАНИЕ ДЛЯ ТЕХ, КТО ИМЕЕТ ПРИВЫЧКУ ЧИТАТЬ СТАТЬЮ ПО КОСОЙ И ПЕРЕДЕРГИВАТЬ СМЫСЛ СКАЗАННОГО АВТОРОМ: я говорю не о том, что д/з задавать не надо вовсе, а о том, что оно должны быть адекватными, с учетом психологических и методических аспектов изучения английского школьниками! Не тратьте время на написание оскорбительных, токсичных и бесполезных комментариев, они будут удалены, а их автор отправлен в БАН!

P.S. Все вышеизложенное касается только студентов обычных общеобразовательных школ и детей, которые имеют возможность изучать язык в рамках школьных уроков. К студентам школ с углубленным изучением иностранных или классов с углубленкой, это не относится, естественно!

ДОМАШНИЕ СТРАДАНИЯ, ИЛИ КАК ГРАМОТНО ПОМОГАТЬ РЕБЕНКУ С ИЗУЧЕНИЕМ АНГЛИЙСКОГО
ДЕТИ ПРОТИВ АНГЛИЙСКОГО18 октября 2022

Делитесь своим мнением в комментариях. Не забудьте поставить лайк, если согласны со мной! Подписывайтесь: продолжение следует...