Но сначала объясним некоторые термины.
Копинг-стратегии, зрелые и не очень
Человек совладает со своими психологическими проблемами с помощью различных копинг-стратегий.
Одна из них – стратегия избегания. Помните – «умный в гору не пойдёт, умный гору обойдёт»? Или еще одна поговорка, более применительная к нашему случаю: «Обжегшись на молоке, дуют на воду».
Впрочем, обе пословицы об одном и том же.
Не желая идти «в гору», вы, конечно, сэкономите силы, однако никогда не увидите «прекрасных далей», в прямом и переносном смыслах.
То же самое и во втором случае. Опасаясь того, чего можно и не опасаться, вы можете пройти мимо своего счастья.
Собака Павлова, опередившая время
Итак, мы быстренько посмотрели на проблему со стороны психологии и философии. А теперь давайте взглянем на неё с точки зрения нейрофизиологии, вспомнив два знаменитых эксперимента с животными. Картинки я взял из лекции проф. В.А. Дубынина.
На первом рисунке мы видим две кривые: выработки условного рефлекса и его «остывания», забывания.
Это – наш по-настоящему великий Иван Павлов, опередивший мировую науку на полстолетия минимум. И его собачка, капавшая слюной в ответ на выдаваемую пищу. Потом вместе с пищей включали лампочку. И собачка начала выделять слюну уже по сигналу лампочки. Капли слюны считали, ведь «наука начинается с измерений».
Левый график – выработка рефлекса, то есть, установление связей между структурами ствола мозга, отвечающими за безусловный рефлекс слюноотделения, и зрительной корой мозга, реагирующей на лампочку.
В первый раз слюны нет, собака не знает, что за лампочкой последует вкусняшка. Постепенно реакция появляется и доходит до нормального максимума, то есть, в результате положительного подкрепления (вкусняшкой, точнее – сопутствующей вкусняшке положительной эмоцией) появилась устойчивая дополнительная связь между центром слюновыделения и зрительной корой. Это – стандартная S-образная кривая запоминания. Тут еще море интересного про память и ее виды, но это выходит за рамки сегодняшней темы, а потому идем дальше.
На том же первом рисунке, но справа – обратная S-образная кривая. Наверное, вы уже поняли, что это – кривая забывания. Ведь если лампочку включать по-прежнему, а вкусняшку не давать, то появившийся условный рефлекс будет постепенно угасать.
Для корректности изложения дадим еще один рисунок, из той же лекции.
На нем мы видим, что рефлекс-то угас, но все-таки не совсем. Если опять начать давать вкусняшку, то он мгновенно просыпается. А вот угасает вовсе не мгновенно.
Отметим важный факт: выработка рефлекса в данном случае была основана на положительном подкреплении(приятных эмоциях).
Крыска, не желавшая успокаиваться
А теперь посмотрим похожий эксперимент, но с отрицательным подкреплением.
Крыска чувствует легкий удар током, потому что бессердечный экспериментатор подключил пол ее клетки к напряжению. К счастью, ей есть куда запрыгнуть, чтобы убрать неприятное ощущение – полочка, изолированная от пола. Вот она и запрыгивает.
Теперь добавим лампочку. Через некоторое время она поймет, что лампочка предупреждает об ударе тока. То есть, образуется новая связь в ее мозге, и, не дожидаясь боли, сигнал из зрительной коры поступает в конечном счете в двигательную, и крыска совершает спасительный прыжок.
А теперь – самое интересное.
Убираем ток вообще. Допустим, какой-то защитник животных сломал к черту электросхему пола клетки.
Но осторожная крыска все равно так и будет прыгать на полочку, когда загорится лампочка! Она же не знает, что пол давно обесточен. И совершенно не намерена рисковать.
Причина – рефлекс образован отрицательным подкреплением.
Зрелость – пора максимального накопления отрицательно подкрепленных рефлексов
Вот и стало понятно, почему, говоря о проблемах пожилого возраста, мы обязаны были рассмотреть вышеприведенные эксперименты. Потому что мы, в плане выработки рефлексов, не так уж сильно отличаемся от братьев наших меньших.
Появлялась в жизни неприятность – мы старались в дальнейшем избегать похожих ситуаций.
Примеров – тьма.
Неудачная любовь – и человек боится влюбляться.
Наказали за инициативу на работе – и бедняга сидит, не высовывается.
И так далее.
Понятно, что максимальное количество пережитых неприятностей накапливается именно к осени жизни. Это так и называется – физиологическая «ловушка» пожилого возраста.
Качество жизни и стратегия избегания
Из сказанного ясно, что, выбрав копинг-стратегию избегания, мы живем вроде бы гораздо спокойнее. Но счастливее ли?
И вот это - не факт. Не зря такая копинг-стратегия относится к незрелым. Ведь мы лишаем себя множества потенциально достижимых радостей. Другими словами, заметно ухудшаем качество собственной жизни. Это особенно обидно, когда мы входим в «осенний» ее период.
Выражаясь более корректно, цитируем: «Активное использование индивидом копинг-стратегии избегания можно рассматривать как преобладание в поведении мотивации избегания неудачи над мотивацией достижения успеха, а также как сигнал о возможных внутриличностных конфликтах (Ялтонский В. М., 1994)».
А теперь – вопрос: ладно, все поняли, но что теперь с этим возрастным парадоксом, портящим нашу жизнь, делать?
«Что же из этого следует? Следует жить!»
Ответ взяли из известной песни.
Во-первых, нужно понимать, откуда у нас в пожилом возрасте эта неоправданная осторожность, нежелание пробовать новое. Причины вполне физиологичны.
Во-вторых, нужно осознать, что неоправданная осторожность снижает качество нашей жизни, в конечном счете увеличивая тревожность и не давая наслаждаться вполне еще имеющимися возможностями.
Ну, а, в-третьих, следует постоянно задавать себе вопрос, не перестраховываетесь ли вы в своем поведении, отказываясь от кажущихся рискованными удовольствий?
Может, электричество от пола вашей «клетки» давным-давно отключили?
Короче, следует жить.
Пожилой возраст вовсе не должен быть скучным закатом.
Наоборот, он должен стать одной из самых счастливых страниц вашей жизни.
На сегодня - всё.
Ниже - полезные статьи и видео с конкретными советами и техниками.
Ликбез по психотропам: нейролептики, транквилизаторы, нормотимики, антидепрессанты.
Ненормальная F.20 и как с ней нормально жить
Боремся с тревожностью. Часть 4. Техника Брюера
Аарон Бек: ученый, психотерапевт и... тест на депрессию.
Вопросы по тел./вотсап +7 903 2605593
И, конечно, как всегда, любые замечания, споры, дискуссии и собственные мнения приветствуются. Чем больше лайков и активности читателей, тем большее количество новых людей будет привлечено к этим материалам. Давайте вместе менять вредные стереотипы о психических заболеваниях и людях, ими страдающих.