Корейское кино – феноменальное явление в мире кинематографии. Благодаря мощной финансовой поддержке правительства Южной Кореи фильмов снимается много, все они очень разные, оригинальные, умные, несущие свою философию, идею и смысл. «Пустых» и проходных фильмов вы не найдёте.
Каждый фильм без ужимок, полунамёков, лукавого замалчивания насущных проблем говорит правду, пусть даже очень горькую и неприятную.
Несмотря на то, что корейские кинематографисты не сюсюкают и не заигрывают со зрителями, не щадят их чувств, всё равно очень многие фильмы несут позитивное начало и жизнеутверждающий посыл, даже если финал печален.
Поэтому фильм «Боль», вышедший в 2011 году, показался выбивающимся из этого ряда и резанул по сердцу, настолько безысходным и трагическим показался финал.
Почему же создатели картины не дали шанс герою?
Поначалу это неприятно задело чувства, показалось очень нетипичным для корейского кинематографа, но потом вдруг пришло понимание того, что в подобном финале заключён как раз высший смысл и справедливость жизни, которая существует, хотя в неё не все верят.
Итак, о чём же эта картина.
Молодой мужчина Пак Нам Сун, одинокий и неприкаянный, обладает невероятной способностью не чувствовать физическую боль. В медицине это называется анальгезия. Эту способность он приобрёл внезапно после того, как на его глазах погибла его семья. Нам Сун не чувствует никакой боли, он не чувствует даже вкуса еды. Ему всё равно, какая пища – невероятно острая, горько-солёная или вообще отвратительная на вкус.
Его способностью не чувствовать боль решил воспользоваться ушлый дружок, занимающийся выбиванием долгов с людей, тонущих в кредитах займах. Он рассудил так, что просто избивать этих людей толку мало, а вот если на их глазах безжалостно и жестоко мутузить до крови другого человека, они не выдержат и сдадутся, принесут последнее, лишь бы из-за них не страдал невиновный. И оказался прав. Должники не выдерживали, особенно если человека избивали на глазах всей семьи. И этим человеком для безжалостного избиения и был Нам Сун.
Однажды среди его «клиентов» оказывается девушка Чжу Дон Хён, которой приходится расплачиваться за долги умершего отца. А они, умноженные процентами, никак не иссякают. Нам Сун начинает своё психологическое воздействие на Дон Хён, преследует её повсюду избитый, окровавленный… Она рада бы отдать всё до последней воны, но у неё ничегошеньки нет. После того, как Нам Сун разбивает голову о стену на глазах хозяйки квартирки, где жила Дон Хён, та отдаёт ему залог за жилье, и Дон Хён остаётся в буквальном смысле на улице. Скоро у неё не будет денег даже на вход в сауну, где можно переночевать.
А девушка Дон Хён - инвалид. У неё неизлечимая болезнь гемофилия, она может погибнуть от любого даже незначительного кровотечения. Её спасает только кровосвёртывающая сыворотка, но на неё тоже нужны деньги…
Но Нам Сун упорно продолжает преследовать Дон Хён, а чтобы не бегать за ней по всему городу, приводит девушку к себе домой, в старый родительский дом, где живёт в одиночестве и болезненных воспоминаниях.
По закону жанра между молодыми людьми постепенно развиваются чувства, перерастающие в сильную любовь. И кажется, забрезжил в их судьбах луч надежды…
Случайно Нам Сун попадает на съёмки какого-то фильма и выполняет каскадёрский трюк. Для такого, как он, работа каскадёра – просто находка. Не чувствует боли, нет страха перед рискованными трюками, который присущ другим дублёрам. И платят за эту работу очень даже прилично.
Жизнь начинает налаживаться? Эти два одиноких и несчастных человека обрели любовь, почувствовали опору в жизни и смысл друг в друге.
Однако прежняя спасительная для Дон Хён сыворотка постепенно перестает на неё действовать, организм выработал привыкание. Нужно новое лекарство. А оно очень дорогое. Таких денег не получить, работая каскадёром.
Значит, у Нам Суна дорога одна – вернуться в прежний «бизнес». И заказ подвернулся: нужно во время митинга рабочих, отстаивающих свои законные права, инсценировать небольшую подлость: будто бы рабочие напали на ни в чём неповинного человека, избили его до полусмерти и сбросили с высоты. Таким образом весь митинг превратить в противозаконное действие, рабочих выставить в глазах общественности преступниками со всеми вытекающими последствиями.
И Нам Сун соглашается участвовать во всём этом подлом деле ради того, чтобы спасти любимую.
Анальгезия чувств. Нам Сун утратил восприимчивость не только к физической боли, но и к сопереживанию, состраданию, сочувствию. Ему совершенно не жаль ни бедных обманутых рабочих, ни тех, из кого ранее он выколачивал долги своим изуверским способом. Играл на чувствах других, сам этих чувств не испытывая.
Только любовь к Дон Хён делает его человеком. Но достаточно ли этого, чтобы иметь право достойно жить среди людей?
Нам Сун, отключившись от собственной боли, недолжен был позволить сделать себя орудием в руках тех, кто отнимает у людей последнее, ставя их на грань катастрофы, выживания, отчаяния. Не должен был забыть, что остальные вокруг страдают, ощущают душевную боль иногда острее, чем физическую. Нельзя было позволить себе настолько очерстветь душой.
Но … не смог.
Финал этой истории трагичен, и это ответ создателей фильма на очень непростой вопрос: кто достоин в этом мире прощения и возрождения, а кто не имеет на это право. И кара его рано или поздно настигнет. За грехи придёт расплата, и самое горькое, что придёт она тогда, когда человек окажется на перепутье, на пороге новой жизни, другой, светлой, созидательной.
Потому что такой жизни он не достоин. Он оставил за своей спиной руины – растерзанные жизни, сломанные судьбы, уничтоженные семьи.
Вы бы могли простить такого человека?
Фильм «Боль» - размышление об этом.