Найти тему

Сохраняя историческое наследие. Железным дорогам России — 185 лет

— Мы — своеобразный памятник железным дорогам нашей страны, — рассказывает директор Музея железных дорог Владимир ОДИНЦОВ. — Хотя памятник — не совсем верное слово. В отношении нашего музея более уместны железнодорожные термины. Музей железных дорог России — это транспортный хаб, «сортировочная горка» смыслов. Мы собираем ценное и важное в истории, отсеиваем ненужное, фильтруем сиюминутное. То, о чем рассказывается в музее, что демонстрируется на выставках, является источником знаний и гордости за свое Отечество. Мы собираем лучшее и доверяем нашим гостям «ключи» от этого хранилища. Каждый посетитель совершает открытия самостоятельно. Мы только немного помогаем. #INJECT_1# Вот, например, мы презентовали премьерный проект — «Цифровая платформа Музея железных дорог России». Это мобильное приложение, которое можно свободно установить на смартфон и изучать коллекцию. — Для чего мобильное приложение нужно в музее? Ведь люди приходят смотреть на экспонаты, а не в экран. — Экран в случае нашего приложения становится не дырой, которая поглощает внимание, а рамой, обогащающей нашу уникальную коллекцию. «Цифровая платформа» использует инновационные технологии компьютерного зрения в сочетании с Bluetooth-маячками, установленными по всему музею. При наведении смартфона на экспонат на локомотивах, вагонах и прочей технике появляются «точки интереса», раскрывающие детали, которые не видны при обычном осмотре. Посетителям становится доступен оцифрованный архив, позволяющий взглянуть на чертежи подвижного состава, раритетные фотографии. — То есть это приложение поможет не зависеть от экскурсовода и самостоятельно гулять по музею? — И да, и нет. Наше приложение — это инструмент с очень широким функционалом. Заменит ли оно гидов? В каких‑то случаях заменит. Например, пройти обзорную экскурсию будет удобнее с приложением, а не в сборной группе. А вот авторские экскурсии, предлагающие особый взгляд на узкие профессиональные темы, — это пока могут только наши экскурсоводы. ФОТО предоставлено пресс-службой Музея железных дорог Большой плюс, что «Цифровая платформа» дает возможность оказаться в нашем музее, не выходя из дома. Режим использования «Вне музея» позволит посетить площадку виртуально — «пройти» по залам, послушать экскурсии и изучить архивы. Мы оцифровали в 3D-формате 50 единиц подвижного состава. И теперь их можно спроецировать на любую ровную поверхность в режиме дополненной реальности. Виртуальные модели доступны для вращения, масштабирования, разглядывания с разных сторон. Для офлайн-посетителей приложение станет еще и помощником-навигатором внутри зданий: поможет определить местоположение, построить маршрут к нужному экспонату, гардеробу и кафе, покажет, где ближайшая туалетная комната. Вообще наш музей постоянно усиливает свое присутствие в виртуальном пространстве. Так, например, у нас запущена серия онлайн-экскурсий (49 выпусков), которые в Сети набрали почти 5 млн просмотров. Активно работаем мы и с привлечением посетителей, обычно не интересующихся железнодорожной техникой. Для этого разработали программу различных событийных мероприятий. С начала года прошло несколько тематических выходных — к Дню Ленинградской победы (27 января), Международному женскому дню и Дню защитника Отечества, Дню студентов. Было и масштабное празднование Дня Победы 8 мая. В этом году он был посвящен городам-героям. Гостями музея стали более 3 тыс. человек, хотя обычно в выходные и праздничные дни посетителей бывает поменьше. Каждое мероприятие проходит по принципу «интересно должно быть всем». И, уверен, у нас получается, так как в апреле мы приняли миллионного посетителя. Наш музей является самым большим среди ведомственных музеев не только в России, но и в Европе. Удивительная по своим масштабам и разнообразию коллекция, интерактивные объекты и мультимедийные инсталляции превращают его в увлекательный парк развлечений для всей семьи. Ведь только у нас взрослые и дети могут попробовать собственноручно управлять электричкой, увидеть старинные паровозы и вагоны, тепловозы, электровозы, «теплушки», уникальную аптеку-перевязочную на колесах и многое другое. У нас представлены не только раритетные исторические модели, но и действующие современные составы. — Как проходит пополнение экспозиции? — Коллекция все время расширяется. Например, летом прошлого года нам передали отработавший в отрасли 40 лет электровоз ­ЧС2Т-945. При поддержке начальника дирекции тяги ОАО «РЖД» Олега Валинского в музей прибыл промышленный электровоз В12 постройки итальянского завода «Савильяно». Он 85 лет возил руду на Магнитогорском металлургическом комбинате. Появляются новые экспонаты и не только за счет подвижного состава. Последний в истории министр путей сообщения РФ Вадим Морозов (к сожалению, год как ушел из жизни) подарил нам кортик, который принадлежал командиру бронепоезда. Пополняются и фонды — в прошлом году получены 392 новые единицы хранения. — Владимир Алексеевич, вы довольны успехами команды за пять лет? — Прежде всего наш коллектив — это наша гордость. В музее работают инициативные, с новыми подходами молодые люди. Я доволен, что мы стали неотъемлемой частью профессионального музейного сообщества. С момента своего основания музей участвует в культурной жизни города и страны, в международных фестивалях и других проектах. И еще важно, при создании проектов мы активно взаимодействуем с другими организациями. К примеру, выставку «Великий Сибирский путь и народы России» мы подготовили совместно с Российским этнографическим музеем. Что касается темы Транссибирской магистрали — в этом году проводим выставки во всех городах России, где проходит Транссиб: в Иркутске, Новосибирске, Владивостоке и других. Этот проект реализуем совместно с Царскосельским музеем. Ведь основная наша миссия — сохранение исторического наследия железных дорог, его изучение. Мы рассказываем о людях, которые создавали и развивали железную дорогу. Другая важная задача — профориентация подрастающего поколения. — Планы на дальнейшее развитие имеются? — Благоустройство прилегающей к музею территории. Сейчас идет детальная проработка проекта — расположение зеленых насаждений, зон для отдыха, малых архитектурных форм. В результате реализации проекта рядом с музеем должно расположиться привлекательное пространство для рекреации посетителей музея и пассажиров Балтийского вокзала, петербуржцев и гостей города.