Оказывается праздник жён-мироносиц не такой уж и простой. Подумал немного над явлением воскресшего Христа женщинам и понял, что вопросов больше чем ответов. Будем разбираться.
Раннее утро воскресного дня, ещё даже солнце не встало, а женщины уже идут ко гробу Господню.
1) Христа сняли с Креста в пятницу вечером. По заповеди в субботний день запрещено, что-либо делать. Поэтому все сидят по домам. Наступает воскресенье. Женщины уверены, что похороны прошли второпях и поэтому некачественно. Вот они и идут, по сути, завершить погребение. «Мироносицы» означает, что они несли миро, т.е. благовоние и ароматы, которыми помазывались умершие.
2) Интересен вообще факт, почему воскресший Христос является именно сначала женщинам, а не ученикам. Можно понаблюдать, как ученики реагируют на проповедь о воскресении Христовом от женщин. Мария Магдалина рассказывает апостолом о явлении ей Воскресшего Христа и вот их реакция: но они, услышав, что Он жив и она видела Его, - не поверили. После сего явился в ином образе двум из них на дороге, когда они шли в селение. И те, возвратившись, возвестили прочим; но и им не поверили. (Мк.16:11-13) Вот как евангелист Лука передаёт это событие: и, возвратившись от гроба, возвестили всё это одиннадцати и всем прочим. То были Магдалина Мария, и Иоанна, и Мария, мать Иакова, и другие с ними, которые сказали о сем Апостолам. И показались им слова их пустыми, и не поверили им. (Лк.24:9-11) Никто не верит!
3) В Евангелиях очень чётко проводится мысль о том, что ученики категорически не ожидали воскресения, хотя Иисус говорил им об этом и не раз. А ведь учеников обвиняли позже в том, что они украли тело Христа. Неверие мироносицам было связано ещё с тем, что свидетельство от женщин не считалось достоверным источником. Женщины эмоциональны, следовательно, подвержены разным фантазиям, додумываниям и неадекватным интерпретациям. Вообще, юридический и культурный статус женщины в древнем мире был совсем иной, чем сейчас. Сам воскресший Спаситель переворачивает традиционные и культурные представления о женщинах, вручая именно мироносицам самую высшую и самую сокровенную тайну всего мироздания. Именно из рук женщин апостолы должны принять весть о воскресении. Мироносицы – апостолы для апостолов!
4) В Евангелии от Луки воскресший Спаситель является двум ученикам, идущим из Иерусалима в Эммаус. Важно отметить настроение учеников, которое очень хорошо выражается в словах: А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло. (Лк.24:21) Глубокое разочарование во Христе, - вот их состояние. Обманул ожидания, столько сил было потрачено, столько веры вложено, столько времени убито! А Он просто умер, подвёл нас! Он не Мессия!
У мироносиц настроение абсолютно противоположное. С самого раннего утра они рвутся в бой. Никакой печали и подавленности. Они ещё не знают о воскресении Христовом, но их состояние уже жизнеутверждающее, в отличие от апостолов.
5) Библейская параллель с Райским эпизодом. Именно женщина в Эдемском саду стала первой проповедницей греха: И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел. (Быт.3:6)Ева проповедует Адаму весть о том, что они станут богами, надо только съесть запретный плод. Теперь же женщина становится первой проповедницей спасения от греха: Христос Воскресе! – возвещают жёны мироносицы. Воля Божия открывается через женщин. Женщины становятся учителями апостолов! Диво дивное. О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! (Рим.11:33)
Итак, два аромата.
Какой несли они, загадочные тени?
Тюльпана запах плотный, гладкий и сырой,
неверный и немного нескромной, случайный будто,
скользкий, неуловимый, как угрюмый шёпот
в удивлённое ушко,
или другой?
И что кроме тюльпанов, сырых цветов,
в те времена, возможно, лилий,
цветов, обозначающих воплощение,
печальный и трогательный земной закон,
мы можем в нашей жизни обонять?
Дыханье смерти, прозрачный и жестокий запах,
как женская свободная душа,
отбросивши оковы злого мира,
приняв себя как почву, как могилу
чего-то лучшего, чем есть,
они несли —
гвоздичный горький вкус и горький запах.
И таял бальзамический эфир
под пальцами, как у теней, сухими.
И мир замолк, хоть не хотел молчать —
то было божество и вдохновенье.
(Стихи Наталия Черных)
Монах Ефрем Метс