Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Общая схема терапевтической работы в эмоционально-образной терапии.

В эмоционально образной терапии (ЭОТ), как и в любом методе психотерапевтической работы существует последовательность и этапность работы. В ЭОТ выделяют 10 шагов терапевтической работы. Для начала рассмотрим их на схеме.

Теперь хотелось бы уделить больше внимания каждому шагу и рассмотреть, что же он означает?

1 ШАГ. Предварительная беседа. С нее начинается общение и знакомство терапевта и клиента. Это очень важный этап, так как он помогает немного узнать и почувствовать друг друга, настроится на работу. На этом этапе терапевт уточняет, как себя чувствует клиент, какое у него эмоциональное состояние, как он добрался и т.п. Беседа не должна быть долгой, главное расположить к себе клиента и почувствовать, что он готов идти дальше в работу.

2 ШАГ. Моделирование. На этом этапе терапевт просит рассказать клиента о ситуации, которая его тревожит. Клиент описывает ситуацию, терапевт слушает и задает вопросы. Терапевт просит клиента представить себе эту ситуацию и интересуется, как клиент себя чувствует, что с ним происходит.

3 ШАГ. Определение локации симптома (телесность). Терапевт просит клиента рассказать и/или показать, где симптом (чувство) в его теле находится, на что это похоже, как это выглядит и что клиент при этом ощущает. Для терапевта важной информацией является то, в какой области у клиента симптом (чувство), так как каждая часть тела отвечает за определенные переживания и связана с определенными причинами. Терапевту полезно знать возможную локализацию чувств по В. Райху.

4 ШАГ. Создание образа. На этом этапе появляется образ/ы с которым терапевт будет далее работать. Для этого терапевт предлагает клиенту представить симптом (чувство) в форме какого-то образа, который приходит ему. Терапевт предлагает отделить этот образ от клиента, производит диссоциацию. Предлагает посадить этот образ на стул и посмотреть на него со стороны. Терапевт еще раз уточняет у клиента, что он видит, как себя чувствует, что происходит на стуле.

5 ШАГ. Исследование образа. Терапевт вместе с клиентом начинают изучать образ, рассматривают его со стороны, внутри клиента. Пересаживает клиента отдельно от образа, возвращает на стул с образом и это все сопровождается вопросами. На этом этапе важно сказать клиенту, что он имеет право выбора и всегда может вернуться. Вопросы на этом этапе касаются как самого образа, так и самочувствия клиента. Происходит диалог между образом и клиентом при содействии терапевта. Здесь терапевт выстраивает свою гипотезу.

6 ШАГ. Работа с образами и трансформация. На этом этапе важно постоянно держать фокус на меняющихся состояниях клиента и изменениях образа/ов, отслеживать появление новых. Самая главная задача - перевести негативный образ в позитивный, соответственно негативное чувство клиента в позитивное. И важно, чтобы это был полный переход.

7 ШАГ. Интеграция и соматизация. Здесь важно добиться соединение клиента с новым позитивным образом. Терапевт предлагает принять новый образ и вернуть его в свое тело, «растворить» его в себе. Часто бывает, что после трансформации образ автоматически интегрируется с клиентом.

8 ШАГ. Ситуационная проверка. Терапевт возвращает клиента ко второму шагу и просит его представить первоначально рассказанную ситуацию и описать, как он себя чувствует, что с ним происходит, когда он это вспоминает. Признаком положительного результата будут являться спокойные чувства и спокойная реакция на ситуацию.

9 ШАГ. Экологичная проверка. Терапевт интересуется у клиента доволен ли он результатом проведенной работы. Готов ли клиент принять и сохранить это новое свое состояние. Если клиент соглашается, говорит, что ему спокойно, комфортно и т.п. то терапевт двигается дальше к завершению работы. Если клиент не готов принять произошедшие изменения и его состояние ему не нравится, то терапевт продолжает работать с симптомом (чувством) которое ему мешает двигаться дальше и мешает принять изменения путем повторения предыдущих шагов (2-8).

10 ШАГ. Отложенная проверка или закрепление результата. На данном этапе терапевт может предложить клиенту представить похожие ситуации и прочувствовать, как клиенту будет находится в них, как он будет себя вести и чувствовать из нового состояния. Также, терапевт может предложить запомнить эту ситуацию, заручится поддержкой и понаблюдать за собой в течение какого-то периода. Терапевт договаривается с клиентом о сроке, в течение которого клиент будет сохранять это состояние. Можно применить практику, как клиент идет по дороге жизни в этом состоянии и проходит через годы.

Для меня данный метод явился открытием. Я обучаюсь на первой ступени в Институте ЭОТ Н. Линде, уже сейчас применяю ЭОТ на сессиях и вижу прекрасные результаты. Если вам близок данный метод психотерапевтической работы, с удовольствием с вами поработаю.

Автор: Лариса Уграицкая
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru