И вроде всё в жизни есть, чего хотелось. Но нет радости. А есть серая, всегда рядом следующая липкая тоска, апатия. Мало чего хочется, мало чему радуется. Депрессивный такой фон.
Несколько возможных причин – от простых к сложным:
Первая – медицинская.
Дефицит витаминов (например, недостаток D зимой может нехило придавливать), который можно вычислить лишь с помощью анализов. Сюда же - гормональный сбой, проблемы со щитовидкой. И такая банальная вещь, как питание.
Из неочевидного – обязательно проверять на МРТ шею, если есть слабость, апатия, головокружение, «мутная» голова. Проблема может быть в позвонках, которые передавливают сосуды или в самих сосудах и их плохой проходимости.
Кто нужен: после анализов – грамотный нутрициолог, эндокринолог, невролог.
Вторая причина – непрожитое горе. Что-то произошло год, два назад – сложное, болезненное – но вы справились, вывезли, крепились. Гордились собой за это. А непрожитое горе опустилось в глубины психики, недоступно на сознательном уровне и давит, давит.
Кто нужен: психолог, умеющий работать с травмами и потерями. Скорее всего, терапия будет интенсивной, но не очень долгой. Направления – клиническая психология, современный психоанализ, арт-терапия, юнгианский анализ.
Третья – на самом деле, в вашей жизни что-то очень не устраивает, но вы запретили себе это понимать и думать об этом. Ведь «это не так уж и важно, мелочь». А ещё потому, что это может расшатать всю основу вашей жизни. Не так уж просто даже начать признавать, что не нравится работа всей жизни, не всё ладно с мужем, что хочется многое кардинально поменять. Страшно. Поэтому – мысли об этом так же опускаются поглубже и оттуда давят, давят непонятным депрессивным фоном.
Кто нужен: психолог для обучения рефлексированию (чтобы опознавать чувство, называть его, связывать с событиями, понимать, к какому действию подталкивает). Возможные направления – КПТ, схема-терапия, современный психоанализ.
Четвертая – нормативные возрастные кризисы. Например, кризис середины жизни (происходит у разных людей от 27 до 40 лет). Неизбежный, который мы все проходим. В первой половине жизни мы достигаем – учимся, ищем партнера, подбираем место работы, постоянное жилье… Когда всё это есть, возникает вопрос «что дальше?» Это время, когда приходится искать новые смыслы. Как жить, для чего? Приходится отгоревать уходящую юность, узнавать себя спокойным и вдумчивым. Это непросто.
У юнгианского анализа – одного из методов психологии – на кризис середины жизни есть и другой взгляд. Считается, что в первую половину жизни мы выстраиваем так называемую Персону – некую социальную маску, которой всегда обращены к людям. Каждый вмещает в свою Персону именно то, каким ему хочется быть, каким хочется выглядеть – некое идеальное представление о себе. А за этой маской, за Персоной – лежит Тень. Всё вытесненное, непринятое в себе и других людях, ненавидимое, отторгаемое. То, что так отчаянно боимся показать в себе и из-за чего отворачиваемся от других. Так вот, юнгианский анализ считает, что после середины жизни человек больше не может удерживать маску, Персону. Становится ясна её неискренность, её несоответствие глубинным чертам человека. Начинает прорываться и осваиваться Тень. То, что казалось «плохим» - приобретает другие оттенки, раскрывает, дает глубину. А главное – именно в тени скрыты самые мощные ресурсы человека. Его уникальность – она вся там. Но! В момент, когда Персона только начинает трещать по швам – и может возникнуть тяжелая апатия, бессилие, чувство потерянности.
Кто нужен: психолог, работающий с возрастными кризисами. Из направлений лучше всего – современный психоанализ, юнгианский анализ.
Пятая причина – самая сложная. Назову её по Фрейду – «влечение к смерти». В этом случае депрессивный фон сопровождает человека всю жизнь. А также – очень низкая устойчивость к стрессу, усталости, эмоциональным перегрузкам. Такой человек обязательно будет демонстрировать аутоагрессивное и пассивное суицидальное поведение (грызть ногти, кожу пальцев, курить, принимать алкоголь
или наркотики, компульсивно переедать или сидеть на жестких диетах).
Почему так – тема огромной статьи. Если коротко – это напрямую зависит от того, как с младенцем обращалась мама в первый год его жизни. Поэтому зачастую «влечение к смерти» связывают с довербальной травмой (до – слов, до – того, как научился говорить).
Кто нужен: опытный специалист в современном психоанализе со знанием базы клинической психологии.
Это только пять причин из десятков возможных. В любом случае, депрессивный фон о чем-то нам сообщает. Побеждать его и задавливать, не услышав послания – значит, вернуться к депрессии в будущем.
Если вам нужна моя помощь - пишите. Связаться со мной можно ВК (ссылка на группу есть в описании профиля).
Всё есть, а счастья – нет. Из-за чего так может быть?
2 ноября 20222 ноя 2022
326
3 мин