Одной из главных достопримечательностей Мурманска является первый в мире атомный ледокол «Ленин».
Он стоит на приколе рядом с морвокзалом, ядерного топлива на борту давно нет и каждый желающий, в составе одной из трёх экскурсионных групп, может его посетить.
Судно является действующим, на нём работает хоть и сокращённый, но экипаж.
Большая часть ледокола для посещения недоступна, но и осталось немало: столовые экипажа, медблок, турбинное отделение, часть реакторного отсека, пост управления главной энергергетической установкой, каюта капитана и, конечно же, ходовой мостик. Время экскурсии около 45 минут, в группе 40 человек.
Атомоход был поистине прорывным решением для своего времени: первое гражданское судно с реактором, запаса топлива хватало на 5 лет работы, много отсеков для отдыха экипажа, отличные бытовые условия (вплоть до бассейна на борту), помимо ГЭУ было много других решений из будущего: например система видеонаблюдения или радиолокатор. Напомню, речь про 59-й год.
Судно оставалось в строю ровно 30 лет и провело свой последний караван по Северному морскому пути уже в 89-м. Ледокол мог работать и дальше, но ему на смену пришли новые, более мощные и современные суда.
И по сей день Россия — владелец 100% мирового атомного ледокольного флота. Мы — одна из немногих стран, обладающая ядерными технологиями и только у нас есть целесообразность их применения: проводка караванов судов вдоль наших северных границ из Мурманска во Владивосток.
Для будущих посетителей: билеты продаются на борту, у причала с утра выстраивается живая очередь, которую и пускают на ледокол группами по 40 человек. Расписание групп меняется и есть на сайте ледокола. Если погода поистине северная: берите с собой чай в термосах, но туалета для посетителей на борту нет.
Рядом, в здании Морвокзала есть, там же есть и кофейня. В этом году посетителей больше раза в три чем обычно, лучше приезжать с утра, есть шанс не попасть. Этот организационный момент продуман плохо (надеюсь всё изменится), но всё это стояние в очереди на ветру под дождём действительно того стоит.