Найти тему

Несколько интересных фактов про Невский проспект в Петербурге.

Утро на Невском проспекте. Фото автора.
Утро на Невском проспекте. Фото автора.

Здравствуйте, уважаемые друзья! Многие знают, что Невский проспект – это центральная улица Петербурга, но про некоторые интересные моменты этой главной магистрали северной столицы знают не все. Про них я и хочу сегодня рассказать.

Башня Городской Думы на Невском проспекте. Фото автора.
Башня Городской Думы на Невском проспекте. Фото автора.

Начну с того, для тех, кто не знает, что Невский проспект пересекает своеобразный полуостров, образуемый изгибом Невы, от одного его берега до другого, вернее берег тот же – левый, и все-таки не совсем от берегов, а от стыка Дворцовой площади с Александровским садом Адмиралтейства до площади Александра Невского перед Александро-Невской лаврой.

Дворцовая площадь, а слева начало Невского проспекта. Фото автора.
Дворцовая площадь, а слева начало Невского проспекта. Фото автора.

Еще один общеизвестный факт – Невский проспект пересекает три внутренние водные артерии Петербурга: реку Мойку по Зеленому мосту, канал Грибоедова по Казанскому мосту и реку Фонтанку по Аничкову мосту.

Река Мойка, вид с Зеленого моста. Фото автора.
Река Мойка, вид с Зеленого моста. Фото автора.
Канал Грибоедова, впереди Казанский мост и Казанский собор. Фото автора.
Канал Грибоедова, впереди Казанский мост и Казанский собор. Фото автора.
Река Фонтанка, вид с Аничкова моста. Фото автора.
Река Фонтанка, вид с Аничкова моста. Фото автора.

Эта дорога начала строиться по указу Петра I через несколько лет после основания Петербурга и имела более десятка названий в разные времена, а под час в одно и тоже время ее могли называть по-разному. Нынешнее название Невский проспект стало официальным в 1781 году, хотя еще до 20-х годов следующего века его зачастую называли Большой Невский проспект или Большая Невская перспектива.

Начало Невского проспекта, вид с перекрестка с улицей Большая Морская. Фото автора.
Начало Невского проспекта, вид с перекрестка с улицей Большая Морская. Фото автора.

Чуть больше 25 лет с 1918 года проспект носил другое название – проспект 25-го Октября. Но тут уникальный случай возвращения старого названия улице еще в советские времена, а точнее – в самом конце блокады Ленинграда, видимо она и повлияла на возвращение исторического названия, и 13 января 1944 года проспект снова стал называться Невским.

Невский проспект, вид от Казанского собора в сторону Мойки. Фото автора.
Невский проспект, вид от Казанского собора в сторону Мойки. Фото автора.

Идем дальше. Первое в России уличное освещение появилось именно на Невском, в 1723 году здесь были установлены масляные фонари. Но это еще не все, что касается освещения. 30 декабря 1883 года проспект от Мойки до Фонтанки, первым в России, осветили лампы накаливания. Они питались электроэнергией, вырабатываемой первой в Петербурге электростанцией, установленной на барже на реке Мойке. Через два года электрическое освещение появилось на проспекте и дальше, вплоть до Знаменской площади (ныне площадь Восстания).

Невский проспект, вид с Зеленого моста через реку Мойку. Фото автора.
Невский проспект, вид с Зеленого моста через реку Мойку. Фото автора.

А вообще в те времена много чего на Невском было первым для России, и не мудрено, ведь Петербург был столицей империи, а Невский проспект его главной улицей. Итак, в 1882 году здесь появилась первая в России телефонная станция, она размещалась в доме №26. Это небезызвестный дом Гансена, построенный в стиле эклектики, к которому вплотную примыкает, построенный чуть позже, уже в стиле модерн, еще один знаменитый дом – дом компании «Зингер» или «Дом книги» на углу проспекта и Малой Конюшенной, напротив Казанского собора.

Дом Гансена - слева. Фото автора.
Дом Гансена - слева. Фото автора.

Практически каждый дом на Невском проспекте, особенно от Дворцовой площади до Фонтанки, является объектом культурного наследия, и каждый из них по-своему уникален, скажу больше, сам проспект со всеми его достопримечательностями входит в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Павильон Росси Аничкова дворца. Фото автора.
Павильон Росси Аничкова дворца. Фото автора.

Начиная с 1739 года, после ряда массовых пожаров 1736-37 годов, на Невском проспекте больше не строили деревянных домов, и здесь началась интенсивная застройка каменными домами. Самое старое сооружение проспекта, сохранившееся до наших дней – это Аничков дворец, построенный в 50-х годах XVIII века по проекту архитектора Земцова знаменитым Растрелли. Также в эти годы по проекту Растрелли был построен и Строгановский дворец на углу Мойки.

Слева - Строгановский дворец. Фото автора.
Слева - Строгановский дворец. Фото автора.

Немного позже, по указу Елизаветы Петровны, начали строить каменный Гостиный двор в классическом стиле, а закончили строительство уже при Екатерине II в 1785 году. Он строился с большим отступом от линии дороги и теперь это самая широкая часть Невского проспекта – 60 метров.

Большой Гостиный двор. Фото автора.
Большой Гостиный двор. Фото автора.

В начале XIX века продолжилось строительство уникальных сооружений в духе классицизма. Ярким представителем этого стиля является Казанский собор, построенный в 1811 году по проекту А.Н. Воронихина, бывшего крепостного графов Строгановых. Чуть позже, в 1813 году, в этом соборе был похоронен генерал-фельдмаршал М.И. Кутузов, а в 1837 году ему и другому герою Отечественной войны М.Б. Барклаю де Толли на площади перед собором установили памятники.

Казанский собор. Фото автора.
Казанский собор. Фото автора.

А ведь когда-то Невский проспект мог стать и бульваром, и даже участок от Мойки до Фонтанки в 1800 году стал им на какое-то время по распоряжению Павла I, но в 1819 году от него посреди проспекта отказались, заменив рядовыми посадками деревьев вдоль новых гранитных тротуаров проспекта.

Деревья на Невском теперь можно встретить только в парках и скверах, например в Екатерининском сквере вокруг памятника Екатерине II. Фото автора.
Деревья на Невском теперь можно встретить только в парках и скверах, например в Екатерининском сквере вокруг памятника Екатерине II. Фото автора.

На Невском проспекте впервые в мире был применен новый тип мостовой – торцевой, изобретенный инженером В.П. Гурьевым. Такое мощение обеспечивало мягкую и бесшумную езду и просуществовало на проспекте аж до советских времен. А во многих городах Европы и Америки в те времена переняли этот опыт и начали мостить также свои улицы.

Похоже на остатки такой мостовой, ведущей к Армянской апостольской церкви святой Екатерины. Фото автора.
Похоже на остатки такой мостовой, ведущей к Армянской апостольской церкви святой Екатерины. Фото автора.

К середине XIX века на смену классицизму в архитектуре пришла эклектика. Яркий пример этого стиля – дворец Белосельских-Белозерских, построенный в 1848 году на углу с Фонтанкой. И кстати, он является последним частным дворцом, построенным на Невском.

Слева дворец Белосельских-Белозерских рядом с Аничковым мостом. Фото автора.
Слева дворец Белосельских-Белозерских рядом с Аничковым мостом. Фото автора.
Вот такие Атланты удерживают этот дворец. Фото автора.
Вот такие Атланты удерживают этот дворец. Фото автора.

История общественного транспорта Петербурга тоже началась на Невском. В 1863 году здесь начал функционировать первый маршрут конно-железной дороги от Николаевского вокзала (Московский вокзал) до Стрелки Васильевского острова. А еще здесь осенью 1907 года сначала отправился в свой первый маршрут трамвай, а затем и первый автобус.

Трамваев здесь уже нет, а троллейбусы и автобусы имеются. Фото автора.
Трамваев здесь уже нет, а троллейбусы и автобусы имеются. Фото автора.

С новым веком пришел и новый стиль в архитектуре – модерн. Наряду с домом компании Зингер, про который я уже упоминал, почти в те же годы, построили еще одно знаменитое здание – купцов братьев Елисеевых, в 1907 году, на первом этаже которого разместили огромный торговый зал, а на втором – театр (сейчас это Театр Комедии).

Дом купцов Елисеевых с театром. Фото автора.
Дом купцов Елисеевых с театром. Фото автора.

А вот еще коротко про три события, которые произошли на Невском проспекте и были первыми в нашей стране:

на Невском были установлены два первых репродуктора к началу регулярного радиовещания в нашей стране в 1924 году;

в 1929 году в доме №72 открылся первый в нашей стране звуковой кинотеатр (ныне кинотеатр «Кристалл Палас»);

в 1930 году на пересечении с проспектом Володарского (Литейный проспект) заработал первый в стране автоматический светофор.

Это, конечно, не тот светофор и не в том месте, но тоже на Невском проспекте. Аничков мост и кони Клодта. Фото автора.
Это, конечно, не тот светофор и не в том месте, но тоже на Невском проспекте. Аничков мост и кони Клодта. Фото автора.

Во время Великой Отечественной войны, особенно во время блокады Ленинграда, нацисты не жалели бомб и снарядов для разрушения города и уничтожения его жителей. Не избежал этой участи и Невский проспект, многие дома которого были разрушены или сгорели от зажигательных бомб, так в январе 1942 года пожар, который полностью охватил Гостиный двор, не прекращался трое суток. Но несмотря на все ужасы и лишения, а также дефицит топлива и электроэнергии, после самой страшной блокадной зимы, 15 апреля 1942 года по рельсам проспекта снова побежали трамваи. Это означало, что город жив и никогда не сдастся врагу.

Невский проспект, дом 14. Фото из Яндекс Картинки.
Невский проспект, дом 14. Фото из Яндекс Картинки.

После войны, уже в начале 50-х годов были приведены в порядок все подземные коммуникации, а проезжую часть проспекта полностью покрыли асфальтобетоном, но и трамвайные пути убрали, а также расширили тротуары. А в 1967 году на углу с улицей Садовой установили первую в стране рекламную «бегущую строку», состоящую из 9000 лампочек.

Сейчас реклама выглядит по-другому. Фото автора.
Сейчас реклама выглядит по-другому. Фото автора.

На этом я думаю остановиться. Конечно, это только малая часть замечательных фактов из истории Невского проспекта, про каждый его дом можно и нужно писать отдельные статьи, но это уже совсем другая история!

Надеюсь, было интересно, раз дочитали до конца! А значит подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить самое интересное!