Найти тему
Николай Секерин

Почему люди оправдываются в том, что не пьют?

Представьте, что вы оказались за праздничным столом среди любителей галлюциногенных грибов. Все они вполне адекватные, работают, ведут домашнее хозяйство и вообще внешне никак не отличаются от других людей. Единственное их отличие ото всех остальных заключается в том, что отмечая праздники они ставят на стол не шампанское, а эти свои грибы. Они привыкли отдыхать так, потому что среди них это традиция, так заведено и не запрещено по их понятиям законом. 

И вот грибоеды берут каждый свой гриб, произносят тост, чокаются шляпками и едят. Но перед этим они протягивают миску с грибами вам, который в жизни не прикасался к наркотикам и ничего такого употреблять не собирался. Вам говорят: «давай, за встречу съешь один, тем более Новый год же». А вы в ответ так грустно вздыхаете и говорите: «не могу, я за рулём», или: «меня на работу завтра вызвали», или: «я болею, антибиотики пью, нельзя», или ещё какое-нибудь классическое оправдание.

Какое-то время вас продолжают уговаривать, но вы твёрдо стоите на своём и так и не притрагиваетесь за весь вечер к грибам, а ваши «друзья» тем временем постепенно теряют связь с реальностью и начинают с великим интересом разглядывать узоры на ковре, азартно обсуждая между собой «кино» которое там «показывают».

Ситуация вполне абсурдная, поскольку если у человека нет пристрастия к галлюциногенным грибам и прочим наркотикам, - он вряд ли когда-нибудь окажется за праздничным столом в подобном обществе. А если и окажется, то очень скоро это место покинет. Но в гипотезе, когда бы его всё же что-то вынудило досидеть и досмотреть там весь цирк до конца, - он вряд ли бы согласился скушать гриб «за знакомство» и уж точно не стал бы искать оправдание тому, что отказывается.

Так почему же подобного не происходит в случае с алкоголем? Ведь если детально сравнить спиртное с наркотиками, то обнаруженная разница будет не такой уж и принципиальной.

Наркотики изменяют сознание, и то же самое делает алкоголь. И то и другое помогает «расслабиться» и забыть на время о своих проблемах. В общем и целом, употребление обеих субстанций происходит по одним и тем же мотивам и в конечном итоге наркомана от алкоголика отличает лишь то, что первый деградирует и умирает в течение пяти лет, а второй - в течение тридцати.

Пребывая в состоянии любого вида опьянения, будь то алкогольное, наркотическое, или иное токсичное (в уголовном кодексе эти понятия никак не разделяются и пишутся всегда через запятую, как идентичные) - человек способен делать то, чего никогда не сделал бы трезвым. И даже не беря во внимание самые тяжёлые случаи вроде убийств, независимо от того, каким именно способом он лишил себя разума - пьяный с лёгкостью влезет в драку, скандал и любое другое скотство, которое вдруг внезапно покажется необходимым его животному началу.

Таким образом, в той гипотетической угрозе, которую создаёт для общества пьяный индивидуум, не имеет значения, что именно он проглотил для того, чтобы изменить своё сознание. 

Однако, в силу того, что наркота убивает за считанные годы и тот медленный процесс деградации, что происходит с алкоголиком в долгосрочном периоде, здесь сокращается в десятки раз - закон запрещает употребление всех, изменяющих сознание веществ, кроме этанола.

Потому как если все пьющие резко перейдут с напитков на инъекции и таблетки, то в ближайшее десятилетие, в живых останется максимум процентов двадцать всего человечества. И кто тогда станет работать во имя процветания сильных мира сего? Кто будет покупать весь их разрекламированный хлам? Кому из оставшихся в живых «зануд» получится продавать всю ту модную отраву, что скупают зависимые люди?

Травить человеческое стадо алкашкой безопасно, а главное выгодно. Они будут тратить на это свои зарплаты, а значит продолжать работать и покупать снова. При этом, жизнь их будет оставаться достаточно долгой, чтобы не создавать убытков бизнесу. К тому же, зависимыми легче управлять, у них нет серьёзных амбиций, а их понятия о собственной чести и достоинстве достаточно гибки, чтобы уметь списывать всё больше личных унижений на «рабочие моменты».

По этим причинам данный вид наркотика всегда будет разрешён и социально приемлем. По этим причинам мы видели, видим и будем видеть как это делается в литературе и кино, на похоронах и свадьбах, на корпоративах и поминках, на тусовках школьных учителей и дома с «друзьями» родителей.

Выпить - нормально. Быть пьяным - приятно. Покупать алкоголь - законно.

И поэтому отказ от рюмки за праздничным столом требует объяснений, а отказ от грибов - нет.