Невозможно выбрать для своих детей такую школу, где все будет прямо-таки идеально. Что-нибудь обязательно будет хромать. Математик попадется блестящий, рейтинги школы по биологии и химии будут выше всяких похвал, но вот литературу будет преподавать скучный, занудный учитель, который, кажется, отбивает у детей всякую охоту читать книги. Знакомо? Не забирать же ребенка из школы ради этого?! Не переводить же в другой класс, где словесник потрясающий, зато все остальные предметники — никакие?
Что делать в такой ситуации? Берем рецепт из жизни одной замечательной семьи.
Святой новомученик, профессор и протоиерей Иоанн Артоболевский выбрал для своих детей лучшую, по его мнению, московскую гимназию. Многие предметы там преподавали блестяще, но вот, например, латынь преподавали весьма формально. Сын отца Иоанна, выдающийся советский ученый, физик, академик Иван Иванович Артоболевский, вспоминал:
«Так как мой отец прекрасно знал латинский язык, то он стал заниматься дополнительно дома и категорически запретил мне пользоваться подстрочником… мне даже стал нравиться этот язык… Но когда я выходил отвечать <гимназическому преподавателю> латинисту без подстрочника, то иногда уклонялся текстуально от читаемого отрывка… и он неизменно ставил мне тройку».
Отец увидел недостаток в школьном обучении — и не пошел скандалить, не пошел учить учителя, а сам взял на себя обучение ребенка по нужному предмету. Причем никак не сообразуясь со школьными требованиями, ведь для отца Иоанна были важны не оценки, не одобрение школы — но образование ребенка. Так папа показал ребенку, что этот предмет (а заодно — вообще образование) — просто важен. Показал: «нам всем важны не отметки, а знания». Такой подход одновременно решил и учебную, и воспитательную задачу. Это крошечный фрагмент подхода, который породил человека, умеющего учиться и любящего образование.
© Анна Сапрыкина
Издательство «Вольный Странник»