Коля и Серега – бывшие шофер и тракторист, работали они слесарями в колхозной мастерской, потому что по причине «тяжелой русской болезни» их давно лишили всех водительских прав.
Работали эти мужики на удивление хорошо. Например, к посевной вся прицепная техника всегда бывала готова: Коля и Серега ее осмотрели, что надо подтянули, смазали, заменили, покрасили. Любо-дорого посмотреть, как в одну ровную линию были выстроены плуги, сеялки, лущильники. Не на земле стояли, а на тюльках, чтобы ничто не ржавело и не подопревало от соприкосновения с землей!
Как-то в мастерскую пришел председатель колхоза и рассказал, что в соседний колхоз в прошлом году привезли немецкий картофелеуборочный комбайн – там с ним по-настоящему не разобрались, пустили его в дело и благополучно тут же сломали. «И вот на днях такой же комбайн должны привезти к нам», - сказал председатель и поручил инженеру, чтобы Коля и Серега, а никто другой, осмотрели этот агрегат.
И действительно, приятели не только разобрались с немецкой чудо-машиной, но и нашли ряд неисправностей. Потом сами же эти недоделки устранили.
Впрочем, это все не мешало дружкам в процессе работы заниматься основным делом - распитием вина. На какие деньги пили? На честно заработанные. Мужики умели всё! Могли отремонтировать любую домашнюю технику, изобретали новые антенны для телевизоров, по просьбам женщин делали к туфлям такие подковки – износу обуви не было, косы просверливали и насаживали на болты – весь сезон не надо косу пересаживать, не расшатается.
Бывало, к вечеру Коля и Серега так и засыпали на «рабочем» месте, вот как трудились! Однажды по темну уже во дворе мастерской их разбудила бабка Глафира:
- Замерзнете, заболеете и помрете! Домой идите, алкоголики!
- Ты, бабка, не шуми! Лучше покажи, в какую сторону нам домой идти!
- Как вам не стыдно?! Пьянь несусветная!
- Бабка Глафира! А что ты делаешь ночью на охраняемом объекте?! Надо, пожалуй, пересчитать сеялки, не пропала ли которая.
Не всегда и не ко всем дружки были так благодушно настроены. Шли они как-то по сельской улице и увидели идущего им навстречу Андрюху, здорового мужика, известного на всю округу хулигана. Нет, надо проучить дебошира!
- Ты, Колюх, иди зачепай его, - сказал Серега приятелю, - а я как бы в засаде буду, здесь у магазина присяду.
Андрей только что поругался с женой Светой, ушел из дома, хлопнув дверью, шел по улице и думал: «Дать бы кому в морду, чтобы успокоиться!»
Тут и подошел к нему еле стоящий на ногах Николай:
- Ты это … чего ходишь … как главный? Смотри, и получить можешь … по полной!
Андрей, прямо ошарашенный, посмотрел на Колю, по сторонам.
- Чего уставился? Я не один! Вон и Серега со мной!
Серега сидел на земле у угла магазина. Он догадался, что и ему пора вступать в конфликт, но, увы, как ни силился, он не мог преодолеть земное притяжение. Тогда он Андрею из своей засады показал кулак и стал грозить пальцем. А вместо слов из его рта вылетало только какое-то странное бульканье.
- Сам дураком бываю, - прямо расхохотался Андрюха, - но таких дураков, как вы, еще поискать надо!
Подхватил он одной рукой Колю, потому что тот уже стоять не мог, потом другой рукой поднял Серегу, так и потащил обессилевших мужиков к их домам. Сдал приятелей женам, а сам пошел к себе мириться со своей Светкой.
… Сколько времени утекло! Прошлое сейчас вспоминается как добрый старый фильм.
Только через много лет я побывал на родине. Уже все не то: другие дома, чужие люди. В моем родном доме, брошенном когда-то, живет семья, не имеющая никакого отношения к нам.
Встретил все-таки знакомого: кто? где? как? И ответы: умер, похоронили, нет его.
На кладбище я случайно увидел могилу Николая, того самого слесаря-алкоголика. Посмотрел на даты: тридцать семь лет прожил человек!
А вот Серега, сказали мне, жив, похоронил друга и пить бросил. И больше того, начал работать слесарем у какого-то частника, и сейчас самая лучшая автомастерская в городе принадлежит ему, Сергею.
Какие разные судьбы у людей!
Надо будет навестить земляка.
(Щеглов В. в соавторстве с Николаевой-Щегловой Э.)