Найти в Дзене
Петр Власов

Определитель модификаций Мессершмитта Bf.110 (02). «Густавы» и «ночники»

Оглавление
Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

Ночные истребители на базе описанных ранее модификаций

Лавинообразное увеличение массовости ночных налетов на Германию дальних британских бомбардировщиков потребовало от немцев резкого усиления противовоздушной обороны. И в 1940 г. для ПВО Германии на базе Bf.110 начали разрабатывать так же и ночные перехватчики. Первые «ночники» появились еще в линейке модификации Bf.110D осенью 1940 г.; но я преднамеренно вывел ночных перехватчиков из описания версий самолетов остальных назначений. Во-первых, они еще не представляли собой крупных серий, а во-вторых, потому что с них начинается большая тема ночной истребительной авиации, в которой «Разрушители» сыграли огромную роль, реабилитировав свой неудачный дебют в качестве «стратегического истребителя».

Ранние варианты ночных перехватчиков в линейке «Разрушителей» обозначались добавочной литерой «U». В «ночники» были «перекроены» из основных модификаций и выпускались в небольших количествах Bf.110D-1/U-1 и Bf.110Е-1/U-1. Лишь изначально разрабатывавшиеся как специальные ночные перехватчики самолеты подмодификации «F» получили свою особую маркировку: Bf.110F-4. Все «U» сохраняли характерные черты своих основных модификаций, только они не имели бомбодержателей, и оснащались инфракрасными пеленгаторами, реагировавшими на тепловые выхлопы моторов вражеских самолетов. Да и Bf.110F-4 внешне отличался от своей основной модификации незначительно: немного расширившимися килями - из-за увеличенных вертикальных рулей и триммеров. Это увеличение потребовалось для улучшения управляемости потяжелевшей машиной: ведь на Bf.110F-4 появился третий член экипажа (наблюдатель). Про расширенные кили Bf.110F-4 пишут во всех книгах, однако мне так и не удалось найти ни одного рисованного изображения этой версии с такими килями – видимо, художникам «сей нюанс» просто неведом…

Вооружение Bf.110F-4 было усилено установкой подфюзеляжного обтекателя с 2х20-мм пушками MG.151/20 или 2х30-мм пушками МК.108, направленными вперед (так – в одних книгах, в других говорится, что 30-мм пушки находились не в контейнере, а стояли на месте демонтированных фюзеляжных 20-мм MG-FF). В 1943 г., после внедрения в Люфтваффе асом ночного перехватчика Дорнье Рудольфом Шонертом системы «Schrage Musik», на части Bf.110F-4 установили такую систему путем переноса подфюзеляжных (или носовых?) МК.108 в кабину между пилотом и наблюдателем. Стрелка-радиста и задний пулемет с этой версии убрали «за ненадобностью». Вариант с направленными вверх стволами пушек в кабине пилотов получил маркировку Bf.110F-4/U-1.

-2

Однако пилоты самолетов, оснащенных только инфракрасными пеленгаторами, могли найти противника лишь в зонах, высвеченных прожекторами; и боевая эффективность таких машин была невысокой. Первым же «настоящим ночником» стал Bf.110F-4а – «четверка», получившая летом 1942 бортовую радиолокационную станцию FuG-202. Дальность обнаружения этой РЛС была еще небольшой, всего 1,5 – 2 км. Однако во взаимодействии с мощными наземными РЛС, наводившими ночников на вражескую группировку по радио, и такой локатор резко повысил успешность перехватов. Правда, производство бортовых РЛС шло медленно, поэтому постоянная нехватка локаторов определила как довольно долгое использование самолетов с менее эффективными инфракрасными пеленгаторами, так и ограниченный выпуск Bf.110F-4а. Тем более что для громоздкой аппаратуры FuG.202, приемлемой для крупных перехватчиков Do.215 и Ju.88, на небольшом Bf.110 не хватало места. Носовая часть самолета оказалась сильно перегруженной; из-за утяжеления машины и лобового сопротивления антенного «матраса» РЛС скорость Bf.110F-4а снизилась до 507 (по другим книгам до 470) км/ч, а дальность – до 835 км. Вооружение F-4а составляли 4х7,92-мм пулемета и новые 2х20-мм пушки MG.151 с улучшенной баллистикой в фюзеляже. Bf.110F-4а выпускались в небольшом количестве в течение второй половины 1942 г, а в начале 1943 они были вытеснены со сборочных линий новым, более скоростным и мощнее вооруженным «ночником» Bf.110G-4.

Мессершмитты Bf.110G и Bf.110Н – дневные версии

-3

Правда, как видно и по маркировке, ночной перехватчик Bf.110G-4 был далеко не первым в своей линейке «Густавов». До появления «Густавов-ночников» был разработан ряд дневных Bf.110G.

С серией Bf.110G-1 много неясностей. В одних книгах говорится, что это тяжелые дневные истребители, в других – что они были ночными. Одни авторы утверждают, что G-1 пусть в малом количестве, но поступали в войска, другие – что серия лишь планировалась, и послужила «исходником» для создания крупносерийных G-2 (это предположение выглядит странно, учитывая, что была еще и предсерийная партия Bf.110G-0).

Серийные Bf.110G-2 начали поступать в войска в мае 1942 года. Они представляли собой тяжелые дневные истребители с моторами DB-605В мощностью по 1.475 л.с., вооруженные 2х20-мм пушками MG.151/20 и 4х7,92-мм пулеметами, а так же усиленной обороной сзади («спарка» MG.81Z вместо «одностволки» MG.17). Внешне от предыдущих модификаций «Густавы» отличались более толстым лобовым бронестеклом, увеличенными обтекаемыми коками винтов (без отверстия на конце), и новыми, более широкими килями (по образцу Bf.110F-4). Увеличенные рули и триммера обеспечивали нормальную управляемость при полете даже на одном моторе (при боевом повреждении второго).

-4

Ряд книг утверждает, что параллельно с Bf.110G выпускалась модификация Bf.110Н; в других же говорится, что эта модификация так не вышла из стадии проекта. Отличия Bf.110Н от Bf.110G (реальные или только проектные?) заключались в моторах DB-605Е на 1.750 л.с., усиленных стойках шасси, подкрепленном хвостовом оперении, и гидравлически убиравшемся заднем колесе. Как говорится в книгах, утверждающих, что Bf.110Н существовал, во всем остальном он был абсолютно идентичен Bf.110G, и прошел ту же эволюцию подмодификаций; так что все, что касается изменений «Густавов», в этом случае относится и к Bf.110Н. (Хотя лично я так и не нашел ни одного изображения, и ни одного фото, маркированного как Bf.110Н, и склоняюсь к мнению, что этот самолет существовал только в нереализованном проекте).

Но вернемся к Bf.110G-2, который получился поистине универсальной машиной. Его можно было использовать не только как тяжелый истребитель, но и как «охотник», и как истребитель-бомбардировщик. Для смены «профилей применения» под Bf.110G был разработан особый Rustsatze – комплекс дополнительных наборов вооружения, обозначавшийся буквенной маркировкой «R». Так, в версии Bf.110G-2/R-1 самолет оснащался подфюзеляжной 37-мм пушкой ВК-3,7 (правда, для этого требовалось снять обе фюзеляжные 20-мм пушки). Зато ВК-3,7 оказалась очень эффективной при борьбе с бомбардировщиками (если у них не было истребительного прикрытия): одного попадания 37-мм снаряда хватало для уничтожения «четырехмоторника» В-17! Вот только вес пушки и воздушное сопротивление ее обтекателя делали «стодесятку» беспомощной жертвой при встрече с истребителями сопровождения…

-5

Чтобы улучшить летные характеристики самолета с установкой ВК-3,7 был создан набор R-2 с системой форсирования двигателей GM-1. Бак на 440-кг с закисью азота для нее разместили на месте стрелка-радиста, а 180-кг бак высокого давления – в носовом оружейном отсеке (для чего пришлось снять и пулеметы). Так же для компенсации возросшего более чем на 600 кг веса самолета на Bf.110G-2/R-2 пришлось избавиться и от задней пулеметной «спарки», а так же снять задний лист брони. Таким образом, единственным «стволом» на этой версии осталась только 37-мм пушка…

В 1943 стал широко использоваться набор R-3, значительно усиливший огневую мощь самолетов, не оснащавшихся ВК-3,7. На Bf.110G-2/R-3 при сохранении 2х20-мм пушек носовые пулеметы заменили 2х30-мм пушками МК.108. Кроме того в версии R-3 возможна была в случае необходимости дополнительная подфюзеляжная подвеска взаимозаменяемых: или сдвоенного бомбодержателя ЕТС.500, или контейнера с 2х20-мм пушками. Наравне со стандартным Bf.110G-2, Bf.110G-2/R-3 стал самым распространенным дневным вариантом, хотя были разработаны еще и версии от Bf.110G-2/R-4 до Bf.110G-2/R-7. Но, в сущности, они представляли собой различные сочетания наборов R-1, R-2 и R-3.

-6

Параллельно с Bf.110G-2 разрабатывалась версия разведчика дальнего действия Bf.110G-3, которая пошла в серию с начала 1943 г. (по другим книгам – с июля 1943). На этом самолете имелась одна (по другим книгам – две) фотокамера и два подкрыльевых сбрасываемых 300-литровых топливных бака. Вооружение состояло из 4х7,92-мм пулеметов в носу и «спарки» MG.81Z в задней кабине. Кроме того, для защиты задней сферы под фюзеляжем подвешивалась обращенная назад неподвижная «сбрасываемая» 20-мм пушка MG.151. Несколько Bf.110G-3 получили усиленное вооружение (на них поставили по 2х30-мм); но широкого распространения этот вариант (Bf.110G-3/R-3) не получил.

Мессершмитты Bf.110G (и Bf.110Н ?) – ночные перехватчики

-7

И вот только теперь мы подошли к ночной модификации «Густава» - Bf.110G-4. Похоже (если Bf.110Н действительно остался только в проекте) «четверка» стала последним серийником, и уж точно - наиболее массовым вариантом «Стодесятки». Bf.110G-4 выпускался по одним книгам с лета 1942, по другим - с января 1943 г., и вплоть по конец февраля 1945 г.

По сравнению с Bf.110G-2 внешние изменения «четверки» были минимальными. На выхлопных патрубках моторов установили пламегасители, да нос «ночника» стали «украшать» различные «матрасы» или «рога» антенн разных версий локаторов. Стандартное вооружение оставалось прежним: 2х20-мм пушки MG.151/20 и 4х7,92-мм пулемета MG.17 вперед, и «спарка» MG.81Z - назад. А вот внутренняя «начинка» самолета кардинально отличалась. Бортовой радар стал для всех Bf.110G-4 стандартным оснащением; кроме того, устанавливалось и другое прицельно-навигационное оборудование, повышавшее успех ночных перехватов. Версия «ночника» Bf.110G-4 была трехместной – для обслуживания локатора требовался отдельный человек: один пилот не смог бы выискивать глазами в темноте вражеский самолет и одновременно следить за показаниями нескольких экранов, отражавших расстояние до цели, ее азимут и угол места.

-8

Тяжелую и ненадежную РЛС FuG-202 на «четверку» не ставили - первые 80 Bf.110G-4 получили только что разработанную FuG.212 Lichtenstein С-1. Эта станция - более надежная, с несколько уменьшившимся весом. Правда, с установкой на истребители Bf.110 по-прежнему сохранялись трудности – в первую очередь из-за того же «матраса» антенн, унаследованного локатором FuG.212 от FuG.202.

Поначалу изменения оснащения «четверок» разными моделями радаров и другим радио- и дополнительным внутренним оборудованием немцы обозначали добавлением к наименованию самолета маркировок «/U»: Bf.110G-4/U-5, Bf.110G-4/U-7, и т.д., (а то и все вместе: Bf.110G-4/U-5/U-7/U-8). Я не менее недели пытался разобраться в этом запутанном нагромождении аббревиатур, обозначавших практически одну и ту же машину с внедрением внутрь нее всего лишь какой либо очередной дополнительной «фишки». А тут еще в одной из книг натолкнулся на утверждение, что часть обозначений «/U» относилась не к радиоаппаратуре, а к Rustsatze (что, на мой взгляд, ошибочно – ведь подвеска Rustsatze обозначалась литерой «R»). В общем, из-за этой путаницы я чуть «не вынес себе весь мозг», и поневоле примерил на себя фразу из знаменитого фильма: «Я не скажу, что это подвиг; но что-то героическое в этом есть…». Вероятно, нечто подобное испытали и сами немцы, потому что осенью 1943 они провели упрощающую стандартизацию обозначений ночных «стодесяток» - только по типам радаров. С тех пор все «четверки» с РЛС FuG.212 независимо от другого добавочного оборудования стали именоваться Bf.110G-4а. А самолеты с другими радарами - FuG.220 Liсhtепstеin SN2 - получили маркировку Bf.110G-4b.

-9

РЛС FuG.220 в сентябре 1943 пришла на замену FuG.212 после того, как обеспокоенные резко возросшими потерями ночных бомбардировщиков англичане применили систему «Окно», которая полностью «ослепила немецкие радары (о «Window» говорилось в статье «Глаза» ночных ястребов Люфтваффе»). А вот диапазон частот FuG.220 был неизвестен противнику, и намного меньше страдал от его помех. Кроме того, FuG.220 оказалась более легкой и компактной, чем предыдущие РЛС, и это позволило оснастить новой станцией значительное число истребителей Мессершмитт Bf.110.

Поначалу радар FuG.220 использовался совместно с FuG.212. Ведь зона обнаружения ранних FuG.220 находилась в диапазоне от 5 км до 500 м; а ближе эта РЛС «слепла». Вот летчикам и приходилось включать FuG.212, видевшую цель со 150 м. Благо, к тому времени эта станция была переработана и уменьшена до версии «Weitwinkel», которая вместо антенного «матраса» получила всего одну «ветку» с четырьмя антеннами. А система носовых антенн FuG.220 из-за другой рабочей частоты приобрела увеличенные размеры при одновременном уменьшении количества дипольных элементов. За получившийся характерный вид летчики прозвали их «Оленьими рогами». Таким образом, Bf.110G-4b имели в носовой части две антенные системы: большую для FuG.220 и малую для FuG.212. Вот только «рога» вместе с «матрасом» «Weitwinkel’я» сильно тормозили полет, снижая скорость самолета примерно на 50 км/ч.

А в начале 1944 г. конструкторам удалось уменьшить ближнюю границу обнаружения FuG.220 до 250 м (версия SN2с), что позволило снять с самолетов «ближнюю» FuG.212 «Weitwinkel». Теперь на перехватчиках остались только «оленьи рога» FuG.220, что заметно улучшило летные качества машин, получивших теперь обозначение Bf.110G-4с.

-10

С осени 1943 до лета 1944 г. 250 «четверок» кроме «матрасов» и «рогов» несли еще на законцовках крыла и маленькие антенны пассивных систем наведения FuG.227 «Flensburg». FuG.227 улавливала на расстоянии до 100 км сигналы английских радаров «Monica», помогая перехватчикам найти цель по ее же излучению. Но летом 1944 британцы разгадали секрет «Flensburg’a», и отказались от РЛС «Monica», что сделало бессмысленным дальнейшее использование FuG.227.

Часть Bf.110G-4 получила систему «Schrage Musik» - пару 30-мм пушек МК.108, установленных в кабине пилотов стволами вверх (задний пулемет на этих машинах снимался). Эта версия маркировалась традиционно для «Schrage Musik» - как Bf.110G-4/U-1. Кроме того, на части ночных «четверок» использовали Rustsatze от дневных Bf.110G-2 с добавлением к наименованию дополнительной литеры «R». Несколько самолетов получили подфюзеляжную 37-мм пушку ВК-3,7 и маркировку Bf.110G-4/R-1. На других машинах к ВК-3,7 добавили систему форсажа GM-1 – получилась версия Bf.110G-4/R-2. А на значительной части «четверок» 4х7,92-мм пулеметы заменили на 2х30-мм пушки МК.108; этот вариант обозначался как Bf.110G-4/R-3.

Определитель модификаций Мессершмитта Bf.110 (01). От «А» до «F»

2МВ. Ночные «Zerstorer – асы»

Списки опубликованных на канале статей по темам, относящимся к истории авиации:

«Авиация Первой мировой войны»

«Авиация войн 30-х гг. 20-го века»

«Авиация Второй мировой войны»

«В помощь моделистам – определители модификаций самолетов»

Разное - авиационная «солянка»

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.