Найти в Дзене
Музей истории религии

Не только Троянский конь. О почитании лошади в Средиземноморье

Мы решили, что нужно подробнее рассказать не только о выставке "От Пегаса до Ал-Бурака. Лошадь в религиях и преданиях", которая работает в Музее, но и почитании коня в Средиземноморье. Сегодня наш материал - это небольшой обзор. Если он вам понравится, мы обязательно сделаем отдельные статьи о Пегасе, кентаврах и других мифологических и даже волшебных конях.

Лошади появились в Средиземноморье в середине Бронзового века вместе с нашествием протогреческих племен. Именно в это время появляются первые росписи гробниц, изображающие сцены охоты на колесницах. До нашего времени также дошли микенские надгробные рельефы с мотивами битв героев на колесницах. И в дальнейшем, уже после дорийского завоевания, культ коня имел огромное значение в этом регионе. Происхождение лошадей связывали с богом Посейдоном, который ударил трезубцем в берег и так появились первые скакуны. Лошадей белой масти особенно ценили и приносили в жертву самым значимым богам.

«Фракийский всадник»  Боспорское царство. I-II вв. Глина, оттиск в форме 
Археологическая коллекция из некрополя Илурата 1972 г. (Крым)

Фракийский всадник – божество фракийского происхождения, культ которого был особенно распространен во Фракии и Нижней Мёзии. Изображался в виде всадника, скачущего вправо. Существует множество памятников, с изображением фракийского всадника, наиболее ранние из них относятся к IV в. до н.э. В греческих и римских надписях фракийский всадник чаще всего назван «героем» (с вариантами – hērōs, heros), вероятно такое наименование связано с фракийским именем этого божества. О самом культе известно очень мало. Сохранившиеся изображения относятся к погребальному культу и обетным практикам. Изображение фракийского всадника в дальнейшем повлияло на иконографию святого Георгия.
«Фракийский всадник» Боспорское царство. I-II вв. Глина, оттиск в форме Археологическая коллекция из некрополя Илурата 1972 г. (Крым) Фракийский всадник – божество фракийского происхождения, культ которого был особенно распространен во Фракии и Нижней Мёзии. Изображался в виде всадника, скачущего вправо. Существует множество памятников, с изображением фракийского всадника, наиболее ранние из них относятся к IV в. до н.э. В греческих и римских надписях фракийский всадник чаще всего назван «героем» (с вариантами – hērōs, heros), вероятно такое наименование связано с фракийским именем этого божества. О самом культе известно очень мало. Сохранившиеся изображения относятся к погребальному культу и обетным практикам. Изображение фракийского всадника в дальнейшем повлияло на иконографию святого Георгия.

Богиня-мать почиталась греками в образе кобылицы (богиня Меланиппа, черная кобыла, культ которой впоследствии слился с культом Деметры) и троянцами, посвящавшими ей статуи лошадей. Многие боги и герои носили «лошадиные» имена, которые вошли состав личных имен греков: Гипподамия, Ксантиппа, Ипполит, Филипп и т.п. В честь коней называли священные источники (например, Гиппокрена) и города.

Конь (?). Италия, III в. до н.э. Бронза
Конь (?). Италия, III в. до н.э. Бронза

Многие сюжеты греческой мифологии так или иначе выстроены вокруг образа коня. И не всегда это благое и дружественное человеку животное. Так, Гераклу по приказанию царя Эврисфея пришлось пленить чудовищных кобылиц-людоедок, принадлежащих царю Диомеду, жившему во Фракии. Другое поручение было связано с расчисткой конюшен царя Авгия. Отведя русла рек Алфей и Пеней к разобранной стене конюшни, Геракл вычистил горы навоза за один день. На примере образа Авгия мы видим, что царь для греков это в немаловажной степени владелец огромных стад. И это не единственный случай, так табуны царя Фессалии Адмета пас сам бог Аполлон.

Связь героев, детей богов и смертных с конем прослеживается во множестве сюжетов. Оба брата Диоскура, Кастор и Полидевк (римск. Поллукс), считались прекрасными наездниками, именно в этом качестве они участвовали в охоте на Калидонского вепря. Смертный брат-близнец Кастор был особенно искусен в усмирении необъезженных коней и управлении колесницей. Братья, ведущие под уздцы коней, или сидящие верхом, часто встречаются в античном искусстве и изображениях более позднего времени.

Сюжеты, связанные с лошадями, пронизывают все повествование о Троянской войне. И это не только знаменитый Троянский конь, ставший символом хитроумной уловки, позволяющей ослабить любую защиту и давший свое имя даже компьютерным вирусам. Троянцев, неистово обороняющих Илион, Гомер постоянно называет «конеборцами», то есть укротителями коней. Детально описана колесница Ахиллеса, в которую были впряжены волшебные кони Балий и Ксанф, наделенные пророческим даром и способностью говорить.

Нептун насылает на Трою потоп Лист 103 из книги Овидия «Метаморфозы». 
А.Темпеста
Амстердам. 1606 г.
Бумага, офорт. 
По легенде, в колесницу бога моря Нептуна (греч. Посейдона) были впряжены гиппокампы (полукони-полурыбы).
Нептун насылает на Трою потоп Лист 103 из книги Овидия «Метаморфозы». А.Темпеста Амстердам. 1606 г. Бумага, офорт. По легенде, в колесницу бога моря Нептуна (греч. Посейдона) были впряжены гиппокампы (полукони-полурыбы).

Боги, активные участники сражения, восходят на колесницы к героям. В одной из битв Афина помогает герою Диомеду, управляя его колесницей и направляя его копье против самого Ареса. Образы мифических коней, служащих богам и героям, вдохновляли не только греков, но и художников последующих веков.