Мы решили, что нужно подробнее рассказать не только о выставке "От Пегаса до Ал-Бурака. Лошадь в религиях и преданиях", которая работает в Музее, но и почитании коня в Средиземноморье. Сегодня наш материал - это небольшой обзор. Если он вам понравится, мы обязательно сделаем отдельные статьи о Пегасе, кентаврах и других мифологических и даже волшебных конях.
Лошади появились в Средиземноморье в середине Бронзового века вместе с нашествием протогреческих племен. Именно в это время появляются первые росписи гробниц, изображающие сцены охоты на колесницах. До нашего времени также дошли микенские надгробные рельефы с мотивами битв героев на колесницах. И в дальнейшем, уже после дорийского завоевания, культ коня имел огромное значение в этом регионе. Происхождение лошадей связывали с богом Посейдоном, который ударил трезубцем в берег и так появились первые скакуны. Лошадей белой масти особенно ценили и приносили в жертву самым значимым богам.
Богиня-мать почиталась греками в образе кобылицы (богиня Меланиппа, черная кобыла, культ которой впоследствии слился с культом Деметры) и троянцами, посвящавшими ей статуи лошадей. Многие боги и герои носили «лошадиные» имена, которые вошли состав личных имен греков: Гипподамия, Ксантиппа, Ипполит, Филипп и т.п. В честь коней называли священные источники (например, Гиппокрена) и города.
Многие сюжеты греческой мифологии так или иначе выстроены вокруг образа коня. И не всегда это благое и дружественное человеку животное. Так, Гераклу по приказанию царя Эврисфея пришлось пленить чудовищных кобылиц-людоедок, принадлежащих царю Диомеду, жившему во Фракии. Другое поручение было связано с расчисткой конюшен царя Авгия. Отведя русла рек Алфей и Пеней к разобранной стене конюшни, Геракл вычистил горы навоза за один день. На примере образа Авгия мы видим, что царь для греков это в немаловажной степени владелец огромных стад. И это не единственный случай, так табуны царя Фессалии Адмета пас сам бог Аполлон.
Связь героев, детей богов и смертных с конем прослеживается во множестве сюжетов. Оба брата Диоскура, Кастор и Полидевк (римск. Поллукс), считались прекрасными наездниками, именно в этом качестве они участвовали в охоте на Калидонского вепря. Смертный брат-близнец Кастор был особенно искусен в усмирении необъезженных коней и управлении колесницей. Братья, ведущие под уздцы коней, или сидящие верхом, часто встречаются в античном искусстве и изображениях более позднего времени.
Сюжеты, связанные с лошадями, пронизывают все повествование о Троянской войне. И это не только знаменитый Троянский конь, ставший символом хитроумной уловки, позволяющей ослабить любую защиту и давший свое имя даже компьютерным вирусам. Троянцев, неистово обороняющих Илион, Гомер постоянно называет «конеборцами», то есть укротителями коней. Детально описана колесница Ахиллеса, в которую были впряжены волшебные кони Балий и Ксанф, наделенные пророческим даром и способностью говорить.
Боги, активные участники сражения, восходят на колесницы к героям. В одной из битв Афина помогает герою Диомеду, управляя его колесницей и направляя его копье против самого Ареса. Образы мифических коней, служащих богам и героям, вдохновляли не только греков, но и художников последующих веков.