Найти тему
Записки терапевта

Что такое созависимость и абьюз (анализ сериала "БМЛ")

Оглавление

Сериал "Большая маленькая ложь" на удивление хорошо выверен по психотипам главных героев. Их жизни и характеры представляют собой наглядный пример того, как в реальности выглядят многие психологические феномены. Скажем спасибо консультантам-психологам фильма и посмотрим, что же в нем происходит.

Селеста или кто такие жертвы

Сложные отношения Селесты и мужа являются хорошим примером созависимых отношений. Сейчас особенно модно говорить об абьюзерах, жестоких и агрессивных партнёрах, однако редко упоминается о том, что жертвой становятся определённые люди. Не зря Селеста говорит о том, что "мы оба больны".

https://www.kinomania.ru/film/784988/frames
https://www.kinomania.ru/film/784988/frames

Итак, помимо очевидных страшных избиений, что наталкивает на мысль о созависимости в их отношениях? Я сосредоточусь на внутреннем мире главной героини, поскольку про мужа мы узнаем лишь в конце 2 сезона.

Один из центральных моментов в том, что Селеста не мыслит себя без мужа. Помните, как она искренне удивляется словам психолога об отдельном жилье? "Словно мне отрежут руку", - говорит героиня. В ее сознании нет ее как отдельной единицы и личности, она растворена в муже (как и он в ней).

Особенность созависимости в том, что это отношения не двух отдельных личностей, которые договариваются друг с другом, но отношения, в которых люди "слипаются" одной своей гранью, превращаясь в единый организм.

Селеста жаждет "угодить" Перри, быть для него идеальной женой, отказываясь от себя ради образа. Любопытно, что такой паттерн поведения героини проскальзывает не только в отношениях с мужем. Например, на суде Селеста рассказывает о своей работе с психологом, но умалчивает о своих беспорядочных сексуальных контактах только, чтобы "психолог видел прогресс в их работе".

Селеста боится мужа, однако, берет значительную часть вины на себя, ее "мы" звучит постоянно. Заметьте, Селеста, как настоящая жертва, практически никогда не накидывается на мужа с упреками. Максимум, что она делает - может дать сдачи, чтобы защититься.

У жертвы подавлен полюс агрессии и проявления себя. Жертва часто считает себя виноватой во всех происшествиях, думает что это с ней "что-то не так".

Созависимость работает так: если у жертвы подавлена агрессия, то у ее тирана она чрезмерна. Если у жертвы зашкаливает чувство вины, то тиран испытывает дефицит сострадания.

В какой-то момент жертва и тиран могут меняться местами, как называет это Селеста "качели: сверху тот, у кого сейчас власть".

В таких отношениях много стыда. Селеста ни с кем не делится своей болью, даже семейному психологу об агрессии в их паре говорит сам муж. Селеста защищает семью, детей, мужа, подругу, всех, кроме себя. Себя же считает недостойной этого.

У Селесты по сути нет близких и родных, муж говорит ей при знакомстве "если мы будем вместе, ты будешь только моя". И для сироты это весьма привлекательно - принадлежать хоть кому-то. Принадлежать вечно и нерушимо (еще одна особенность этих отношений).

Пару штрихов дополняют картину - тотальный контроль, несоизмеримая ревность и конкуренция тирана с подругой/работой, обращение с жертвой как с собственностью. Селеста подвергается насилию, однако не воспринимает это как опасность, для нее это - общая решаемая проблема.

Не критичность героини к собственным границам проявляется и в отношениях со свекровью, которую Селеста очень доверчиво подпускает слишком близко.

Есть интересный момент, связанный с накалом секса в отношениях Селесты и Перри. Насилие часто заканчивается оргазмом. Селеста даже называет это своеобразной "игрой", "нас возбуждает насилие" говорит она. Тут есть такой момент: вряд ли в нормальном здоровом состоянии кого-то может возбуждать избиение. И тогда либо Селеста через секс пытается хоть как-то вернуть себе контроль над ситуацией, либо для нее секс - это аутоагрессия (когда человек не может направить злость на другого человека прямо, он разворачивает ее на себя). Со временем аутоагрессия закрепляется и становится привычкой. После смерти мужа, не справляясь с внутреннем напряжением, Селеста вступает в сомнительные контакты с незнакомцами, снова забывая о своей безопасности.

Замечаете ли вы, как поведение героини связанно не только с мужем, но и с ней самой?

Жертва всегда найдёт себе агрессора и в этом ключевая опасность. Уйдя из одних абьюзивных отношений, она с высокой долей вероятности попадёт в другие, аналогичные.

Про Перри или как стать тираном

Про внутренний мир Перри (мужа Селесты) мы можем узнать лишь косвенно, через знакомство с его матерью и рассказами Селесты. Вначале же сериала мы видим Перри сквозь "очки" его супруги.

https://ru.kinorium.com/1448538/gallery/?page=1
https://ru.kinorium.com/1448538/gallery/?page=1

Сразу бросается в глаза, что Перри любит свою семью, играет с детьми, делает комплименты жене. Столько счастливых воспоминаний с ним связанно! И когда мы видим, как он начинает выходить из себя и бить жену - это словно другой человек, незнакомый нам.  Это тонкое наблюдение сценаристов.

По сути, при созависимых отношениях личность партнёра (Перри) расщепляется. Он может быть либо хорошим и любящим, либо плохим и жестоким.

Невозможно испытывать и любовь и злость к нему одновременно: Селеста либо видит его в розовом свете, либо дрожит от страха. Хорошо иллюстрирует этот момент сцена у психолога: после смерти мужа Селеста вспоминает лишь хорошее, она вычеркивает негатив, не пускает его. Пока психолог не просит вернуть вытесненную часть: представить, что Перри избивает Мадлен.

Что не так с Перри? В его детстве произошла страшная трагедия: в аварии погиб его брат. По факту, мать Перри, Мэри-Энн, отвлеклась на детские разборки будучи за рулём, что и привело к автокатастрофе. Мэри-Энн обвинила Перри в произошедшем. И обвиняла его не раз, и не два... Отец ушёл из семьи, так что защитить мальчика было некому.

По сути, Перри рос с постоянным привитым ему чувством вины. Мать отвергала, критиковала его и была сама достаточно агрессивна.

Иногда, когда такие дети взрослеют, они сами начинают вести себя так, как с ними поступали в детстве.

Перри не переносит, когда ему противоречат. Он физически "закипает" от этого и в этот момент сочувствие, эмпатия исчезают. Перри нашёл себе человека (Селесту), на которого можно раз за разом "сливать" свое напряжение, получать разрядку. В том числе и физическую, во время секса.

При этом он искренне любит свою жену. И, кажется, искренне страдает от своего недуга и готов меняться. Однако, в его случае, (как и у многих созависимых), нарушена саморегуляция. Перри крайне сложно контролировать свои порывы и оставаться устойчивым. Он идёт к психологу с женой, но этого явно недостаточно. Ему нужна глубокая личностная терапия, возможно, медикаментозная, которая может занять не один год...

Про Бонни или как не стать тираном

Героиня Бонни вызывала  у меня неоднозначные чувства. При первом просмотре сериала - откровенно подбешивала, при повторном просмотре - я испытывала сочувствие и грусть.

Бонни (как и Перри, которого она столкнула с лестницы) подвергалась со стороны матери грубому обращению в детстве. Однако, в ее случае рядом был отец, который, как мог, сглаживал ситуацию.

Наличие другой взрослой фигуры в детстве, более мягкой и теплой, могло частично выровнять ущерб от абьюза матери. Сформировать более устойчивую и сохранную психику ребенка.
https://s.media-imdb.com/video/vi2177743897/?ref_=vp_rv_9
https://s.media-imdb.com/video/vi2177743897/?ref_=vp_rv_9

Весь первый сезон мы до тошноты наблюдаем идеальность Бонни. Йога, органическая пища, спокойствие и открытость ко всему. Картинка, которая сбивает столку (особенно на фоне её мужа Нейтона - простого, недалекого, любящего чипсы и футбол, над которым всегда "висит" немой укор жены).

Разгадка в том, что Бони всеми силами подавляет свою агрессию. Пытается быть хорошей, "идеальной", чтобы окружающие любили её, восхищались. Так она получает ту любовь, которой ей так не хватало в детстве. Ее ключевой вектор - быть "не как мама", быть другой (весьма себе немой упрек в адрес матери).

Но, как признается героиня своей матери, "толчок (столкновение Перри с лестнице) уже давно зрели и ждали своего часа". Бонни не просто защищает избиваемую Селесту, она даёт волю своей так долго удерживаемой вытесняемой злости и ярости. Ее удар становится смертельным. Можно предположить, что Бонни по характеру более склонна к тирании, которую всеми силами подавляет в себе.

Ее столь нарочито "идеальное" поведение весьма может сойти за форму пассивной агрессии, где она, в отличии от открытого тирана Перри, излишне контролирует малейшее проявление насилия в своих действиях.

Красиво то, как Бони в итоге открывается матери, признается в своей обиде, а та просит прощения. Такой символический жест словно освобождает Бонни от необходимости притворяться, чтобы тебя любили. Она признается в нелюбви к мужу. Это горький момент, вызывающий много сочувствия, однако он про рост героини. Про ее освобождение от страха быть одной.

Все ли нарциссы - абьюзеры? Про Мадлен

История Мадлен вызывает во мне некоторое непонимание. Возможно, это связано с игрой главной героини, Риз Уизерпсон, либо с недостатками сценария. Однако, давайте по фактам.

https://peopletalk.ru/article/samyy-populyarnyy-serial-yetoy-vesny-bolshaya-malenkaya-lozh-zvezda-filma-prityazhenie-iri/
https://peopletalk.ru/article/samyy-populyarnyy-serial-yetoy-vesny-bolshaya-malenkaya-lozh-zvezda-filma-prityazhenie-iri/

Мадлен вспыльчивая женщина, достаточно агрессивная и директивная. По факту, в семье она главная и требует от других подчинения. Тиран ли Мадлен? Очень похоже на то. На фоне мягкого, податливого и заботливого до приторности Эда, особенно контрастна агрессия жены (тут есть "перевертыш" в отношениях по сравнению с Селестой и Перри).

На приёме у психолога вскрывается неуверенность Мадлен в себе. Однако, с трудом верится в то, что эта женщина так уж сомневается в своих способностях. Моя гипотеза в том, что Мадлен достаточно нарциссична. И тогда оказывается, что получение образования, например, делает её "кем-то значительным и важным", а отсутствие - никем и ничем, что вызывает много стыда и неполноценности. В разрезе нарциссизма и Эд становится для Мадлен лишь функцией, объектом для заботы о ней. Понятным становится и то, что Мадлен невнимательна к подругам при всей готовности им помочь.

Для меня образ Мадлен плохо состыкуется с искренним чувством вины, которое демонстрирует героиня. Непонятно, что так изменилось в ее восприятии Эда, что для героини собственная измена стала "камнем на душе". А Эд - живым человеком, которому может быть больно. Скорее, думаю, ведущим в переживаниях Мадлен стал страх остаться одной. Поскольку героиня тяжело переживает взросление дочерей, лишиться мужа (ее последней идентичности себя как жены), было бы катастрофой. Из страха Мадлен "выдерживает" испытание Эда в виде полного его игнора.

В истории Мадлен и Эда нет созависимости в ее классическом варианте (как у Селесты и Перри). Но есть отражение отношений нарцисса с близкими людьми, где тирания не проявляется в виде жестокости и насилия, но в виде игнорирования чувств других, зацикленности на себе и подчинении окружающих своим интересам.