Найти тему

Снова о важности формулировок в текстовых задачах

И сегодня снова разговор о задаче из УМК «Перспективная начальная школа». Задача из тетради для самостоятельной работы № 1 «Математика в вопросах и заданиях» О.А. Захаровой и Е.П. Юдиной (4 класс).

Так уж случилось, что один из учеников в школе работает по этой программе, поэтому разбираю и решаю с ним задачи из этого пособия.

Для понимания — дети не изучали дроби. Зато изучали задачи на части и деление с остатком.

Итак, сама задача:

Из 11 яиц целых оказалось на 7 штук больше, чем битых. Можно ли из этого количества целых яиц приготовить 3 одинаковые порции омлета?

В задаче сначала нужно определиться с тем, сколько же целых яиц. Пока не буду вдаваться в подробности решения: их 9.

Тут два вопроса:

1) Почему нельзя готовить омлет из разбитых яиц? Собственно, в чем проблема? То есть добавили условие про разбитые яйца, но не ясно, а зачем? Условие все же не должно быть просто для условия, а хоть чуть-чуть целесообразно.
2) 9 на 3 прекрасно делится и ответ — да, можно. А что изменилось бы, если надо было бы приготовить омлет из 8 яиц? Разве нельзя его разделить на 3 человека? Сейчас и сковородки, и блюда есть специальные — с секциями — дели себе превосходно. Вот приготовить глазунью из 8 яиц поровну на трех человек — тут проблема.

Это разговор к непрерывным и дискретным величинам. Возьмите ленту, длиной 8 см, ее можно сложить на 3 части, которые будут практически одинаковыми визуально. Да, ребенок не сможет определить длину, он привык делить нацело, но визуально увидит, что деление выполнимо. Более того, в 4-м классе он понимает уже: глазунью не могу поделить, а омлет — могу.

Источник фото: mariokomi.ру. Папе 3 яйца на завтрак, маме с дочкой по два ;)
Источник фото: mariokomi.ру. Папе 3 яйца на завтрак, маме с дочкой по два ;)

В следующей статье разбираю способ нахождения количества целых яиц без составления уравнения и схем :)

Подписывайтесь на канал, будем учить детей математике с удовольствием! И не забудьте поставить лайк :)