Многим известно, что появление первого КамАЗа произошло благодаря московскому ЗИЛу. Машина с индексом КамАЗ-5320 сошел с конвейера в 1976-м году, ознаменовав начало истории большого предприятия, которое трудится на протяжении уже 25 лет. И многие до сих пор продолжают ставить в одну линейку два этих производителя, не подозревая о скандале, которые произошел между ЗИЛом и КамАЗом, когда первые узнали о том, что машина выйдет под брендом последнего.
Известный не только в России завод КамАЗ был основан в 1969-м году. Руководство страны оказало предприятию хорошую финансовую поддержку. Но есть любопытный факт, который многим не дает покоя – первый грузовик КамАЗа начал разрабатываться еще в 1967-м году на производственной линии завода ЗИЛ.
Грузовик изначально назвали ЗИЛ-170, и это была собственная разработка московского завода. В этот проект были внедрены все самые смелые решения, которые позволили бы стать 170-му ЗИЛу такую же славу, как и 130-му.
Конечно, 170-й не был разработкой «с нуля», он был сконструирован на базе американского грузовика «International» COF-220. Но доработки, которые были проведены инженерами завода ЗИЛ – достойны уважения. Когда испытания 170-го были завершены, он получил свой очередной индекс, под которым и должен был выпускаться.
5320 - базовый бортовой грузовик;
5410 - седельный тягач;
5510 - самосвал (шасси).
Несмотря на то, что разработка проекта велась на заводе ЗИЛ, мощностей на серийное производство у него не было. Все силы были брошены на производство ЗИЛ-130. А ставить на одну линию еще один грузовик, сочли нерациональной идеей. Поэтому было принято решение перенести производство на новый тогда, только что открывшийся, завод в Набережных Челнах. В его строительство были вложены колоссальные ресурсы.
В результате в него внесли небольшие изменения, которые продемонстрировали 16.02.1976. Широкой аудитории его показали уже с названием КамАЗ-5230, не меняя индекс. Когда руководство ЗИЛа и многие разработчики узнали об этом, они были в недоумении. Это событие вызвало у них сплошной негатив, который они адресовали руководству КамАЗ. Несправедливо, когда одни построили машину на века, как для себя, не получив за это никакой славы и похвалы. Только упоминания на страницах истории и несколько фактов.
Ходят слухи, что инженеры и руководство ЗИЛа уже были в курсе, что грузовик будет выпускаться на другой сборочной линии и с другим названием. Но это лишь слухи. Ведь автомобиль был сделан на совесть, хоть и имел явные отличия от предыдущих машин, выпущенных ЗИЛом.