Наверняка многие замечали в различных схемах (особенно новых китайских), что параллельно катушкам реле (или электромагнитам, электрическим клапанам и трансформаторам) обычно ставится диод, якобы выполняющий защитную функцию.
Считается что этот диод гасит кратковременный высоковольтный всплеск напряжения, который образуется между выводами катушек в момент их отключения от питания.
Диод, как правило, ставят наиболее ходовой, типа 1N4007 (ток до 1 ампера и обратное напряжение выдерживает до 1000 вольт).
Даже старые радиолюбители свято верят, что именно так нужно поступать в схемах, где электронный ключ управляет индуктивной нагрузкой.
Для доказательства своей правоты, многие даже рисуют схемы простейшего повышающего дроссельного преобразователя
Жамкая на кнопку B1 с частотой где-то 4-5 герца (на сколько позволяла скорость нажатия пальца) можно очень просто показать, что включение и выключение тока в катушке вызывает очень большие всплески напряжения, которые всенепременно требуют гашения и конечно с помощью именно диода, а не резисторно-емкостным способом, как это было рекомендовано в старых проверенных схемах.
ЧТО ЖЕ ДАЕТ НАМ УСТАНОВКА ДИОДА К КАТУШКЕ РЕЛЕ ?
Когда же мы ставим диод обратным подключением параллельно подобным катушкам, то происходит гашение этого всплеска напряжения. Ведь при напряжение самоиндукции для диода уже имеет прямое включение. Напряжение при этом не поднимется выше 0,6 вольта. В итоге мы может обезопасить наши схемы от случайного пробоя наиболее чувствительных компонентов (транзисторов, микросхем и т.д.).
КАК ВСЕ ЗДОРОВО И ПРЕКРАСНО ЕСЛИ ЗНАТЬ И УМЕТЬ !!!
Но чувство странное мне в душу заползает ......
То что не стоит недооценивать то напряжение, которое образуется на катушках при их отключении от источника питания - это верно!
Ровно же так стоит ВНИМАТЕЛЬНО ПОДБИРАТЬ ДЕТАЛИ СХЕМ!
Думаю никто не станет доказывать, что Перемешивать борщ в глубоком котле чайной ложкой неудобно. Хотя, всегда ведь можно примотать к "держалу" черенок лопаты (диод) и орудовать "безопасной" чайной ложкой в котле.
Так и со схемами, в которых, используя не соответствующие элементы (реле, ключи, транзисторы) инженеры "мутят", происходит авария.
Если Вам нужно управлять моторами, реле, электромагнитными клапанами - Используйте соответствующие транзисторы типа 13003D
Как и многие другие (биполярные, полевые, гибридные), эти транзисторы СПЕЦИАЛЬНО СОЗДАНЫ ПРОДУМАНЫ И ИЗГОТОВЛЕНЫ для управления схемами с индуктивными нагрузками и в импульсных преобразователях.
ДИОД В ТАКИХ СХЕМАХ СТОИТ ВОВСЕ НЕ ПАРАЛЛЕЛЬНО КАТУШКЕ !
А ведь кроме этого, еще в старых Советских схемах всегда применялись соответствующие реле - полярные, неполярные, поляризованные, постоянного тока, переменного тока и спец-реле для особых случаев.
Сейчас даже страшно спрашивать радиоспециалистов про то, что: "Знают ли они о существовании реле для переменного тока?" И "В чем особенность такого реле?".
Для чего в таких реле КОРОТКОЗАМКНУТЫЙ ВИТОК знают ныне только самые старые радиоинженеры и фанаты любители.
К ЧЕМУ ПРИВОДИТ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В СХЕМЕ С РЕЛЕ ДИОДА
рассказывать не буду - нет смысла в наше время... а вот схему в которую, по мнению "нонешних" спецов, диод ну очень нужен покажу
В этой схеме "бедный" транзистор нагружен индуктивностью и НИКАКОГО ДИОДА ! И вот почему
И ещё одна "неправильная бездиодная" схема
А В этой схеме "бедный" транзистор нагружен целым трансформатором и НИКАКОГО ДИОДА ! И вот почему ....
И , как Вы считаете, в этих схемах нет индукции ? или транзисторы в таких схемах применены неправильно ?
А ГДЕ ТОГДА ТЕ САМЫЕ ДИОДЫ СПАСЕНИЯ ОТ ИНДУКТИВНОСТИ !?
Маленькое дополнение: защита в виде диода работает правильно и хорошо лишь с прямым током. С переменным используются так называемые (американизмы хреновы!!!) снабберные цепи. То есть, защита в виде последовательной цепочки резистора и конденсатора.
И ещё для начинающих: проверяя омметром первичную обмотку трансформатора, держитесь за щупы двумя руками - тогда вы узнаете, от чего горит лампочка! 😉
НУ ЧТО СКАЗАТЬ !? - ЗАДОРНОВ БЫЛ ПРАВ ........!!!!!
Вот видео по этой теме -
https://dzen.ru/video/watch/62622b239e39fd2df8b5bcd3