Найти в Дзене
Катехизис и Катарсис

Зачем воскресла ацтекская женщина?

Встреча с испанцами для ацтеков была ярчайшим событием в истории. И ничего удивительного в том, что "народная память" попыталась данное событие связать с прошлым, показать его ещё более грандиозным и апокалиптическим. Хорошее представление об этом дают записи Бернардино де Саагуна, которому индейцы охотно рассказывали о неких "знаках" грядущего пришествия испанцев, которые якобы наблюдали. О, там прямо хоррор и фэнтези!..

Саагун вообще отличный источник нарративных сведений. Во-первых, он сам блестяще владел языком науа, а не индейцев заставлял учить испанский — это очень помогало общению. Во-вторых, почти всегда придерживался сдержанных, нейтральных позиций. И без ура-патриотизма с попытками рисовать из Кортеса какого-то античного героя, и без лицемерных истерик де лас Касаса.

Индейцы рассказали Саагуну много удивительных историй о том, как некие силы предупреждали их о появлении конкистадоров. В одном из таких рассказов фигурировала потолочная балка, начавшая вещать нечто во время праздника — но её предсказания толком не поняли.

Другой ацтек поведал хронисту, что встретил саму Сиуакоатль — женщину-змею, одновременно богиню плодородия, деторождения и войны. Это чудесный набор, который так и провоцирует на шутку про "бабы новых нарожают". Так вот: по словам "очевидца", Сиуакоатль долго в слезах ходила (или ползала?) по улицам Теночтитлана, стеная о том, что вынуждена оставить ацтеков. А за восемь лет до появления Кортеса в столице по ночам в небесах начало возникать "огромное сияние, как языки огня, и длилось всю ночь, и рождалось на восточной стороне, и исчезало, когда уже собиралось восходить Солнце". Правда, продолжалось такое лишь на протяжении четырёх лет, а потом почему-то прекратилось — и ацтеки, дескать, расслабились. Пронесло.

Однако моя любимая история из этой серии — другая.

Итак, в Теночтитлане умирает некая женщина. Хоронят её прямо во дворе дома, а поверх могилы делают небольшой курганчик из камней. Однако четыре дня спустя родственники покойной с ужасом обнаруживают, что камни "далеко разлетелись", а сама могила пуста.

Воскресшая женщина, по словам индейцев, не собиралась просто шляться по городу и всех пугать. Мстить кому-то ей также не было нужды. Воскресла она по серьёзному поводу! Неупокоенная направилась прямо к Монтесуме II и заявила:

"Я воскресла, дабы поведать тебе, что в твое время окончится наше владычество в Мешико, и ты последний владыка, потому что идет другой народ, и он заберет владычество над землей и заселит Мешико" (с)

Полагаю, что около 500 лет спустя эта женщина реинкарнировалась в того самого автора журнала "Нож", который Монтесуму II обозвал последним тлатоани (в реальности, напомню, после него было ещё двое: Куитлауак и Куаутемок).

Однако прекраснее всего в легенде финал. Как вы думаете, что эта женщина сделала, донеся своё мрачное пророчество до правителя ацтеков? Правильно! Она не отправилась обратно в могилу, а продолжила себе жить дальше, причём прожила ещё аж двадцать один год! И успела родить ещё одного сына: мужа возвращение супруги из могилы не смутило.

Видимо, госпоже новые владыки Мешико пришлись по нраву. Можно и пожить при них, почему бы нет... К чему же я всё это глобально? Не к тому, что ацтеки были такими глупенькими и верили во всякую чушь. Испанцы и сами иной раз рассказывали, что Сантьяго спустился с неба на белом коне в разгар битвы и помог одолеть индейцев. Прямо вот у Инки Гарсиласо де ла Вега про это есть...

Я к тому, что "народная память" обожает додумать к некоему важному событию знаки, мистического толка предпосылки, предзнаменования. Или задним умом интерпретировать в таком ключе вообще что угодно. И происходит это не только в Мексике времён Конкисты, а всегда и везде.

И к подобному нужно быть готовым, когда изучаешь историю. Не всегда же такого рода выдумки носят столь экстремальный характер и опознаются легко.

Автор - Андрей Миллер. Подписывайтесь на Grand Orient и читайте больше его статей! Или читайте по тегу #миллеркат