Для начала надо понять, что такое юнит-экономика. Если в двух словах, то это инструмент, который помогает оценить прибыльность бизнеса и его перспективы или пересмотреть убыточные направления через юниты – единицы товара, продукта или клиента. Если просто, то доходность одного юнита должна быть выше себестоимости. Такой метод позволяет оценить эффективность разных каналов продвижения или продаж, категорий клиентов, продуктов.
Рассчитываем юнит-экономику
Если посмотреть статьи про юнит-экономику, то там натыкаешься на кучу английских аббревиатур и формул. А суть этого инструмента довольно проста.
- Надо определить юнит, который считаем. У каждого бизнеса он может быть свой. Главный критерий – это то, на чем бизнес зарабатывает: продажа товаров или услуг. Правильно будет разделить товары, услуги или клиентов на более мелкие группы, сегменты и только потом проводить вычисления.
- Один и тот же товар, продаваемый через маркетплейс и через собственный магазин, это ДВА юнита, считать их надо отдельно (расходы на логистику, хранение и т.д. у них будут разные).
- Если бизнес связан с услугами, то за юнит можно взять клиента или его средний чек за единицу времени. При этом в расходы надо включить стоимость привлечения клиента (промоакции, скидки, рекламу). При расчете «по клиенту», надо учитывать не одну покупку, а все сделанные им.
Понятно, если стоимость привлечения клиента высокая, он уходит после первой покупки по акционной цене, то такая промоакция неэффективна. И тут важно собрать информацию о каждом клиенте, его покупках. Поможет тут CRM-система, анализ покупок по дисконтным картам клиентов.
Юнит-экономика на уровне малого бизнеса
Чем она может быть полезна?
Юнит-экономика позволяет разобрать бизнес на мелкие единицы и оценить эффективность буквально каждой из них. Когда категорий товаров или услуг много, то сложно понять, какая именно приносит наибольшую прибыль, а какая тащит в красную зону. Юниты считают и для того, чтобы понять, стоит ли масштабировать какое-то направление.
Юнит-экономику часто используют маркетологи при оценке эффективности рекламных акций, каналов продвижения и сбыта, т.к. этот метод наглядно показывает окупаемость вложений.
#мсп #корпорация мсп #малый бизнес #предпринимательство #финансы #бизнес