Для автора этих строк – дружба учителя (учительницы) и учеников – нормальное явление.
Через которую он прошел и вынес только замечательные воспоминания.
Может, потому что время и страна – были несколько иными.
Может потому, что школа была «домом», а не «местом оказания услуг».
Нет, со всеми подряд учителями я точно не дружил. Были любимые, были нелюбимые. Отношения были очень разные.
Наверное сейчас я назвал бы свой выбор эмпатическим, но уж больно это заумно и приведет меня в тему онтогенеза и зеркальных нейронов, которую вы читать не станете.
Поэтому скажу просто – выбор «дружбы» я делал по некоему сочетанию симпатии, пользы и легкости общения.
Как результат – любимые уроки – литература и НВП. Не скажу, что сильно сочетаемые, по сути, но очень пригодившиеся.
Это лирика и немного раскрытие «к чему приводит».
Что происходит в текущем моменте?
А в нем – большое количество публикаций типа «Какой кошмар!!!», иногда разбавляемые чем-то по настоящему добрым.
Почему? Наверное, потому что школа — это образование в большей степени, и в незначительной – воспитание.
Хотя воспитание личным примером – никто не отменял.
Хочешь научить уважению – покажи, как это. Заинтересуй, дай примеры – почему это важно: иерархия, границы, этичность, отсутствие грубости и хамства в общении.
Правда, без спектра эмоций все равно не обойтись. Хотя бы потому, что урок «каждый имеет право чувствовать то, что чувствует» - не менее важен, чем урок контроля.
Однако – во всем вышеперечисленном главное (по моему мнению) – это искренность. Практически в любом случае.
Да. Мы все прекрасно понимаем, что учитель не является основным «поставщиком эмоционального фона». Семья – это главный фактор. И вопрос стоит ли быть компенсатором неурядиц учеников вне стен школы – открыт всегда. На него нет какого-либо однозначного ответа.
Зато есть ответ – не стоит быть провокатором. Не стоит усугублять психологическое напряжение, с которым ученик мог прийти в школу.
Стоит ли учителю и ученику сближаться до обмена телефонами и переписок в чатах (допустим)? Возможно да, если педагог является при этом наставником. Ну или тренером. Хотя бы в таком случае, как подготовка к серьезной (районной, городской и т.д.) олимпиаде.
А вот для моментов «просто поговорить за жизнь» - наверное нет.
Хотя есть масса нюансов, случаи разные бывают, но… Нет.
(Это личное мнение автора, которое основано уже на психологическом опыте).
Отдельная тема – обучение благодарности. Я сейчас даже не про материальное, а скорее про духовную составляющую рассматриваемой темы.
Про то, что отдавая – всегда необходимо что-то получать взамен. И будь то «спасибо» словесное или привезенный сувенир из «города, где была олимпиада», я считаю, что это правильно.
Правильно – сказать учителю, что его старания по поддержке принесли результат. Сказать любым способом.
И это одна из наград, которую точно заслуживают педагоги.
Ну и еще одна важная часть дружбы. Какой бы она не была и сколько бы не продлилась. Это доверие.
Очень сложная тема, потому что на ней (на теме) и проламываются границы, которые так необходимо выстроить, чтобы в один прекрасный момент не понят, что «все зашло слишком далеко».
И этот момент – доверия, лучше обозначать сразу. По крайней мере – учителю.
Даже если ученик захочет ввести педагога в свою личную жизнь, считаю, нужно много раз подумать – до какой степени принимать подобное.
Ведь и отдавать нужно не меньше. Той же монетой.
P.S. Я не затронул тему репетиторства и дополнительных занятий.
Да, это более плотный контакт с учеником, но при этом границы выстраиваются (педагогом) гораздо легче. Потому что таких отношениях естественными границами является материальная составляющая.
******************************************************
Международный педагогический портал Солнечный свет
Представляем свои сервисы, которые делают работу учителей и педагогов - более яркой и динамичной, а также реально помогают при аттестации:
- вебинары для педагогов ;
- творческие конкурсы для педагогов и учащихся
- олимпиады для воспитателей, учителей, для педагогов, для школьников
- курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки для педагогов и учителей;
- публикация материалов на нашем сайте (Портал зарегистрирован как СМИ,) или в печатном издании.