«Творим» домашнее задание 🎓
В обучении первоклассников основную роль имеют домашние задания. Как лучше построить эти занятия? Как не доводить ребенка до дидактогенного синдрома? И себя до чего-то! Как воспитать самостоятельность?
Домашнее занятие делаем с ребенком вместе. Это без разговоров. Не гонитесь за пресловутой самостоятельностью в первом классе. Забудьте на время о ней. Подготовьте почву для её воспитания. Например, научитесь рисовать, если не умеете.
Полюбите цвет, то есть обеспечьте себя цветными карандашами, фломастерами, маркерами. «При чем тут цвет?» - спросите вы. Цвет станет вашим помощником. Работать с цветом любят дети. Он психофизиологичен, влияет на работоспособность, внимание, память. Родителям нужно использовать цвет в процессе организации деятельности ребенка при выполнении домашнего задания.
Да, что-то я переборщила с лексикой! Итак, что значит «организовать деятельность ребенка»? Просто говоря, составьте план его работы, используя инструкции, рисунки, смайлики. Не умеете рисовать? Купите соответствующие наклейки.
Понимаю, вас беспокоит то, что это всё будет отвлекать ребенка. Но кто лучше вас знает ваше дитя? Вы! Вам искать и находить «золотую середину» в использовании наглядности.
Уважаемые родители! Вы не педагоги, не владеете методиками преподавания и т.д., и т.п. И снова Чернышевский со своим романом. А делаем вот что: исходим из того, что есть, что перед глазами, что «нутро» подскажет.
Опыт бабы Вали
Учебник «Русский язык», 1 класс, В.Канакина, В.Горецкий. Страница 81. Тема «Твердые и мягкие согласные звуки». Подтема «Как обозначить на письме мягкость согласных звуков».
- Прочитай выразительно.
На солнышке согрелась ель.
Подтаяла сосна.
Идет апрель, звенит капель.
В лесу у нас весна.
З. Александрова
- · Объясни написание выделенных в словах букв. Спиши любое предложение.
Поделюсь опытом бабы Вали, помогающей внуку Саше. Родители работают от зари до зари, от темна до темна. Ипотека!
Баба Валя, в прошлом инженер-конструктор на заводе, т.е. далеко не педагог, придумала вот что. На альбомном листочке написала печатными буквами:
ВЫРАЗИТЕЛЬНО – ЭТО ЗНАЧИТ ГОЛОС ИГРАЕТ.
ОН БЕГАЕТ ПО СТУПЕНЬКАМ ЛЕСТНИЦ.
Она рисует четыре веселые цветные лестницы, количество ступенек соответствует количеству слов в строчках стихотворения и распределяет слова по ступенькам. Первая строчка устроилась так:
На солнышке – 2-я ступенька, согрелась - первая, ель – третья.
Бабушка показала, как голос бегает по лестнице: выше –ниже, вернулся на прежнюю ступеньку и т.д. Слова четвертой строчки Саша сам записывает на ступеньках.
- А сейчас, Саша, пусть твой голос поиграет, побегает по ступенькам: верх-вниз, а я вкусняшку тебе приберегла, пойду достану.
А Саша самостоятельно оттачивает выразительное чтение. Ко второму заданию баба Валя подготовила такую инструкцию.
Если не можешь объяснить написание выделенных букв, то действуй так!
- Выпиши выделенные буквы в столбик.
- Определи, они согласные или гласные.
- Обрати внимание на гласные. Что подсказывает память?
- Если она молчит, то расставь ударение в словах с этими буквами. Память ожила?
- Если нет, то вернись в прошлое, на стр. 63. Прочитай сведения Совушки. Там есть для тебя подсказка.
- Действуй, внук. Представь, что поднимаешься ты на высокую гору. Ты ее одолеешь. А я посмотрю, что там на улице. Погулять бы.
Пройдя все этапы, Саша издает победный клич:
- Баба, это безударные гласные! Я нашел проверочные слова!
И голос сник:
- А вот мягкий знак… Апрель, ель. Я знаю, но не знаю, как объяснить.
- А ты глазки вверх подними да на тему взгляни.
- Аааа! Мягкий знак нужен, чтобы обозначить на письме мягкость согласных.
Вот так баба Валя учила самостоятельности Сашу. Сейчас он студент университета. Весьма стрессоустойчивый юноша.
Что важно!
Ваше творение должно находиться перед глазами ребенка. Опираясь на план, обязательно проговаривайте с ребенком его предстоящие действия. Будет задействована слуховая память. Это плюс к зрительной памяти (план, схема действий перед глазами). Если вам будет легче сидеть рядом с ребенком и говорить: «Сейчас сделай это, а потом это, …», ваш ребенок, конечно, что-то запомнит, что-то будет делать самостоятельно, но… Предварительное проговаривание ранее разработанных этапов работы делает ее осмысленной. Ребенок постепенно начинает осознавать свои действия. А это уже не механическая работа. Это начало самостоятельности, самоконтроля, саморегуляции.
Всем здоровья!