Найти тему
Провинциальные хроники

«В туалет некогда сходить, а не то что дух перевести» – о работе учителя начальных классов

Здравствуйте, дорогие читатели! На днях созвонилась с однокурсницей. Распределение разбросало нас по разным районам области. Общаюсь с бывшими подругами редко, потому что всем некогда.

Некоторые, в отличие от меня, продолжают трудиться. У Натальи (имя на всякий случай изменила) дочь пошла по учительским стопам, только выбрала себе не иностранный язык, а начальные классы. Легче было поступить – конкурс оказался меньше.

И вот трудится в одной из школ районного центра уже семь лет. В первые годы работы, сказала Наташа, дочь приходила домой довольная – горели глаза, рассказывала увлеченно о подопечных, о классных событиях.

Но в последнее время эмоции утихли, в глазах усталость. Как-то дочь сказала маме: «Больше не могу». «Что больше не можешь?» А в ответ натуральный взрыв, всплеск отрицательных эмоций: «Да, всё плохо! За весь день в туалет некогда сходить!»

А ведь и, правда, перемена для учителя начальной школы — не перерыв и уж точно не отдых, а время самой ответственной работы, когда ему на одной из перемен нужно вести детей в столовую, а на других приходится следить за ребятами, находящимися в классе, коридоре, на лестнице и в двух туалетах одновременно – для мальчиков и девочек.

Понятно, что перемены официально включены в рабочее время учителей, но они превращают работу педагога начальной школы в бесконечную рутину с 8:00 до 15:00.

Источник: infourok.ru
Источник: infourok.ru

Действительно, ни охнуть, ни вздохнуть, ни в туалет сходить. Возвращаясь к разговору с подругой и жалобам её дочери на перегрузку, я вспомнила учителей началки в своей школе.

Их никогда не было на переменах в учительской. Они всегда, как оловянные солдаты, стояли на выходе из классной комнаты, наблюдая за бегающими, играющими, резвящимися учениками 6 – 10 лет. Ведь их, неугомонных малышей, не построишь и не прикажешь стоять и не двигаться.

Источник: infourok.ru
Источник: infourok.ru

В начальной школе на перемене учитель обязан находиться рядом с детьми. Если ученик младших классов на перемене катался на перилах и упал головой о ступеньки, то учитель за это будет нести ответственность, вплоть до уголовной.

А как за ними за всеми усмотришь? Отпросился ребёнок в туалет, а сам отправился кататься с перил или скакать по лестнице. Если же ученик начальной школы врезался в учителя и сбил его с ног, то ему, естественно, ничего не будет.

Это дело житейское. С малышом проведут беседу. А если попросить родителей уделить внимание воспитанию чада, то он может и огрызнуться: «А вы куда там, в школе, смотрите?»

Вот учителя и смотрят. Учитель начальных классов — ещё и классный руководитель. Он отвечает за детей с первого по последний урок и не просто присутствует в школе до конца занятий, а остаётся, чтобы проверить тетради и сдать необходимые бумаги и отчёты.

«Окон», когда детей забирают другие учителя на другие уроки, немного. Как правило, учитель начальных классов ведёт, кроме основных предметов, ещё технологию, ИЗО, иногда – музыку, несколько занятий по внеурочной деятельности, а иногда, чтобы подработать - группу продлённого дня.

Источник: vsegda-ryadom.ru
Источник: vsegda-ryadom.ru

Вести уроки в начальной школе интересно, но трудно. Это я в полной мере испытала на себе, когда в нескольких классах вела уроки иностранного языка. Вот уж когда, действительно, не присядешь и не расслабишься.

«Пашешь» целый урок – учишь их на английском языке читать, говорить, писать и даже – петь. Несколько уроков подряд отведёшь, и голоса больше нет. Домой иду «немая» – связки такой нагрузки не выдерживали.

Думаю, что платить учителям начальной школы нужно больше, потому что нагрузка у них колоссальная. А они ведь, особенно молодые, порой бросают школу, не дожидаясь конца учебного года.

Уходят часто просто в «никуда», и даже не из-за зарплаты, а из-за невыносимого вала проверочно-отчётной истерии, планов, аттестации, конкурсов, олимпиад и прочих бюрократических нагромождений.

Вот тут бы чиновникам от образования нужно сесть и поразмыслить, как освободить учителей от ненужной бюрократии, чтобы дать возможность работать тем, кто пришел недавно и не готов сразу к такой перегрузке.

Уйдут через несколько лет пожилые учителя, можно сказать, «аксакалы школы», кто останется учить наших детей и внуков? Понимаю, что вопрос риторический, вопрос в пустоту. Просто больно за школу. Очень больно.