佩刀也兵士所佩
Pèidāo yě bīngshì suǒ pèi
Поясной дао солдаты тоже носят на поясе
Мы в прошлой части остановились на паре поясной меч - хэндао (横刀 héng dāo) и меч ближнего боя - чжандао (障刀 zhàng dāo).
И если парадный меч идао подтверждается различными археологическими объектами, то чжандао является наиболее спорным ножом среди четырех видов тандао. И тут есть еще одна интересная гипотеза, она во многом основана на некоем послезнании, вернее на поиске аналогов подобных решений в рамках других культур. И эпох...
Но обо всем - по порядку!
Итак, сам иероглиф чжан (障 zhàng) несет разную смысловую нагрузку.
Уже говорили, что в трактате «Шесть сводов законов империи Тан» (唐六典, 武库令 tángliùdiǎn, wǔkù lìng) про этот меч сказано:
鄣刀盖用鄣身以御敌
Zhāng dāo gài yòng zhāng shēn yǐ yù dí
Чжандао преграждает путь к телу, руководствуясь этим, дают отпор врагу
однако используя другие значения этого иероглифа можно перевести с немного иным смыслом:
Чжандао покрывает тело щитом для защиты от врага
Разные значения определяют разные функции, поэтому есть разные версии о назначении этого оружия.
Первая состоит в том, что это по большей части хозбыт инструмент, используемый для расчистки препятствий вокруг себя. Поэтому в данном случае чжандао должен быть ширококлинковым прямым дао длиной около 80-100 см, и он является основным индивидуальным шанцевым инструментом армии. Но тут дело в том, что в годы империй Тан (618-907) и Сун (960-1279) такой инструмент существовал под другим названием - шэдао (畲刀 shē dāo), издавна широко используемый при подсечно-огневым земледелии, особенно в провинциях Фуцзянь, Чжэцзян, Цзянси, Гуандун.
Вторая состоит в акценте на защитных функциях такого оружия. И это хорошо соотносится с одним из значений иероглиф чжан - барьер, преграда, щит. Здесь он выступает как более удобное для ношения развитие аналога небольшого щита, нечто вроде баклера, постепенно ставшим клинком.
И есть гораздо более близкий европейский пример (я сознательно избегаю параллелей с японцами, так как слишком высока вероятность заимствования на острова и этого аспекта культуры империи Тан).
Эта гипотеза допускает, что пара хэндао (横刀 héng dāo) и чжандао (障刀 zhàng dāo) - это аналог более позднего сочетания шпага плюс дага, сочетания вполне разумного в плане защитных возможностей.
Увы, и для этой версии пока не найдены подтверждающие источники. Нет фресок, где используется такая двуручная манера боя, не найдены трактаты той эпохи с описанием принципов подобного фехтования.
И хотя для нас такое решение по использованию двух клинков разной длины лежит на поверхности, это совсем не гарантирует, что китайцы в VI-IX думали также! Многие вполне привычные, простые и естественные для нас предметы, то же карман к слову, следствие многих веков развития общества.
Поэтому будем пробовать разбираться в этом вопросе и дальше... И про модао поговорим в следующей части.
Обращаю внимание. что данная статья не является учебным пособием, а тренироваться желательно под присмотром опытного наставника.
Материалы в статье приведены лишь с целью ознакомления и развития кругозора.
Всем хороших тренировок!
Подписывайтесь на наш канал, делайте перепосты и ставьте лайки, а мы будем радовать вас интересными материалам.
Дм. Моисеев, СПб - 2022