Найти тему
Хьюстон, у нас отмена

Почему ракетно-парашютная катапульта есть только у Ка-52, а у других вертолётов нет

Ну что ж, давайте порассуждаем, как же так вышло, что Ка-52 стал выдающимся "аналоговнетом" отечественного вертолётостроения. И как вы уже поняли из заголовка, речь пойдёт о его уникальной системе катапультирования пилотов.

Уникальность всей этой ракетно-парашютной катапульты в том, что она есть только на вертолётах Ка-50 и 52, и при этом ни один другой вертолёт в мире вообще не имеет систему катапультирования. В этом плане аналогов аналогов Ка-52 в мире нет.

Вся суть этой системы сводится к тому, чтобы максимально безопасно извлечь пилотов из кабины вертолёта, если что-то пошло не так. А пойти не так может всё что угодно. Так вот ОКБ "Красная звезда" оснастила этот вертолёт катапультной системой спасения К-37, которая работает совсем не так, как у военных самолётов. Здесь за подголовником кресла обоих пилотов расположен цилиндр белого цвета.

Именно он при активации выстреливает вверх как ракета и вытаскивает пилота из кабины, удерживая его за стропы. При этом само кресло остаётся на месте. Далее работает парашют.
-2
Но перед выбросом этой тянущей ракеты производится отстрел стекла пиротехническим шнуром, который расположен прямо на стекле двери кабины пилота.

И отсюда возникает вопрос: а как пилоты проходят сквозь плоскости двух вращающихся соосных винтов?

Так вот, чтобы пилотов при катапультировании не повредило вращающимися лопастями, вертолётостроители снабдили механизмы крепления лопастей к крестовине устройствами их отстрела. Это значит, что если пилоты надумали экстренно покинуть кабину, то сначала происходит отстрел лопастей, затем разбиваются стёкла, и только потом срабатывает ракетно-парашютная катапульта.

Собственно, ка раз именно это просто и доходчиво изображено на буклете Ростеха:

-3

Но, как говорится, не всё так однозначно...

И дело всё в том, что как бы вы не пытались найти в общем доступе хоть какие-нибудь изображения вертолёта Ка-52 с отстреленными лопастями, у вас ничего не выйдет. Как думаете, почему?

А дело всё в том, что пока ещё не было зарегистрировано ни одного случая успешного срабатывания этой системы эвакуации. Хотя эти вертолёты прямо сейчас активно используются... Ну и сбиваются совершают жёсткую посадку сами знаете где, чего уж тут говорить. Так вот этой системой катапультирования пилоты почему-то не пользуются.

Графическая визуализация отстрела лопастей несущих винтов может выглядеть примерно так:

-4

Плюс ко всему эта ракетно-парашютная система экстренной эвакуации пилотов из кабины вертолёта больше нигде и никем не используется вообще в мире на том лишь простом основании, что она неэффективна. Зачастую пилоты просто не успевают среагировать, потому что тот же "Стингер" или "Игла" не будут ждать, пока у вас там что-то отстрелится и выскочит.

Вместо этой катапультной системы мировые лидеры в области производства боевых вертолётов, как штурмовых, так и разедывательно-ударных, отдали предпочтение повышению живучести самой кабины. Иными словами там есть броня, которая оберегает пилотов. И это разумно, ведь вертолёты как правило летают на небольшой высоте и на скоростях до 350 км/ч.
-5

Причём за примерами далеко ходить не нужно. Так уже сейчас, сами знаете где, можно найти заброшенный Ка-52, который произвёл отрицательный взлёт свершил жёсткую посадку из-за прямого попадания, но при этом у него и лопасти не отстреленные, и стёкла дверей целые, и катапульты на месте.

Видимо пилоты решили не рисковать здоровьем и не воспользовались этой системой, а просто совершили жёсткую посадку и выскочили.

А как вы думаете, почему ни в одном другом вертолёте в мире нет похожих катапульт? Пишите свои версии в комментариях.