Ну что ж, давайте порассуждаем, как же так вышло, что Ка-52 стал выдающимся "аналоговнетом" отечественного вертолётостроения. И как вы уже поняли из заголовка, речь пойдёт о его уникальной системе катапультирования пилотов.
Уникальность всей этой ракетно-парашютной катапульты в том, что она есть только на вертолётах Ка-50 и 52, и при этом ни один другой вертолёт в мире вообще не имеет систему катапультирования. В этом плане аналогов аналогов Ка-52 в мире нет.
Вся суть этой системы сводится к тому, чтобы максимально безопасно извлечь пилотов из кабины вертолёта, если что-то пошло не так. А пойти не так может всё что угодно. Так вот ОКБ "Красная звезда" оснастила этот вертолёт катапультной системой спасения К-37, которая работает совсем не так, как у военных самолётов. Здесь за подголовником кресла обоих пилотов расположен цилиндр белого цвета.
Именно он при активации выстреливает вверх как ракета и вытаскивает пилота из кабины, удерживая его за стропы. При этом само кресло остаётся на месте. Далее работает парашют.
Но перед выбросом этой тянущей ракеты производится отстрел стекла пиротехническим шнуром, который расположен прямо на стекле двери кабины пилота.
И отсюда возникает вопрос: а как пилоты проходят сквозь плоскости двух вращающихся соосных винтов?
Так вот, чтобы пилотов при катапультировании не повредило вращающимися лопастями, вертолётостроители снабдили механизмы крепления лопастей к крестовине устройствами их отстрела. Это значит, что если пилоты надумали экстренно покинуть кабину, то сначала происходит отстрел лопастей, затем разбиваются стёкла, и только потом срабатывает ракетно-парашютная катапульта.
Собственно, ка раз именно это просто и доходчиво изображено на буклете Ростеха:
Но, как говорится, не всё так однозначно...
И дело всё в том, что как бы вы не пытались найти в общем доступе хоть какие-нибудь изображения вертолёта Ка-52 с отстреленными лопастями, у вас ничего не выйдет. Как думаете, почему?
А дело всё в том, что пока ещё не было зарегистрировано ни одного случая успешного срабатывания этой системы эвакуации. Хотя эти вертолёты прямо сейчас активно используются... Ну и сбиваются совершают жёсткую посадку сами знаете где, чего уж тут говорить. Так вот этой системой катапультирования пилоты почему-то не пользуются.
Графическая визуализация отстрела лопастей несущих винтов может выглядеть примерно так:
Плюс ко всему эта ракетно-парашютная система экстренной эвакуации пилотов из кабины вертолёта больше нигде и никем не используется вообще в мире на том лишь простом основании, что она неэффективна. Зачастую пилоты просто не успевают среагировать, потому что тот же "Стингер" или "Игла" не будут ждать, пока у вас там что-то отстрелится и выскочит.
Вместо этой катапультной системы мировые лидеры в области производства боевых вертолётов, как штурмовых, так и разедывательно-ударных, отдали предпочтение повышению живучести самой кабины. Иными словами там есть броня, которая оберегает пилотов. И это разумно, ведь вертолёты как правило летают на небольшой высоте и на скоростях до 350 км/ч.
Причём за примерами далеко ходить не нужно. Так уже сейчас, сами знаете где, можно найти заброшенный Ка-52, который произвёл отрицательный взлёт свершил жёсткую посадку из-за прямого попадания, но при этом у него и лопасти не отстреленные, и стёкла дверей целые, и катапульты на месте.
Видимо пилоты решили не рисковать здоровьем и не воспользовались этой системой, а просто совершили жёсткую посадку и выскочили.
А как вы думаете, почему ни в одном другом вертолёте в мире нет похожих катапульт? Пишите свои версии в комментариях.