Найти в Дзене
Time Out

Тачки, ведьмы и фастфуд: 6 малобюджетных фильмов, которые неожиданно сорвали большую кассу

Оглавление
   Кадр из фильма «Безумный Макс» Дмитрий Эскин
Кадр из фильма «Безумный Макс» Дмитрий Эскин

Киностудии давно пытаются вывести чуть ли не математическую формулу хита проката: по их мнению, чтобы заработать много денег, нужно вложить определенную — немаленькую — сумму. Производственный бюджет практически каждого современного блокбастера составляет 200-250 млн долларов, еще столько же тратят на маркетинг. Но условным «Мстителям» и не снилась окупаемость, которой достигли фильмы из этой статьи. Time Out собрал 6 низкобюджетных лент с невероятными кассовыми сборами.

«Безумный Макс»

Mad Max, 1979

Бюджет: 350 тыс. долларов; мировые сборы: 109,5 млн долларов

Дебютная полнометражная работа Миллера просто взорвала мировой прокат своим творческим безумием. В «Максе» показывается мир недалекого будущего, в котором после глобальной катастрофы жизнь стала полностью зависеть от магистралей и ревущих транспортных средств. Чтобы здесь выжить, нужно уметь красиво гонять и выкручиваться из патовых ситуаций — конечно, наблюдать за этим очень интересно.

Режиссер: Джордж Миллер

В ролях: Мэл Гибсон, Джоэнн Сэмюэл, Хью Кияс-Берн

Если сейчас такой сюжет реализовали бы с помощью тяжелой компьютерной графики и абсурдных экшен-сцен, то в «Безумном Максе» ставку сделали на сценарий, построение изувеченного мира, персонажей и натурную съемку. Конечно, все это сработало благодаря режиссерскому таланту Миллера — он смог снять захватывающее экшен-кино на смешной по меркам жанра бюджет.

Вторая часть «Макса» сумела повторить успех первого фильма:

10 сиквелов, которые сумели превзойти оригинальные фильмы

«Ведьма из Блэр»

The Blair Witch Project, 1999

Бюджет: 22 тыс. долларов; мировые сборы: 248,6 млн долларов

Термин «виральность» стал широко употребляться только в эпоху YouTube и социальных сетей, но еще в конце прошлого тысячелетия пара смышленых режиссеров смогла разбогатеть именно по этому принципу.

Режиссеры: Дэниэл Мирик, Эдуардо Санчес

В ролях: Хезер Донахью, Джошуа Леонард, Майкл С. Уильямс

«Ведьму из Блэр», в которой группа студентов отправляется в якобы проклятый лес, чтобы расследовать байки о живущей там ведьме, превратили в одну большую городскую легенду. В первое время зрители доподлинно не знали, смотрят ли они документальную ленту — под нее и стилизована съемка — или же все же видят перед собой обычный хоррор. Разумеется, более страшная и интригующая версия — та, по которой «Ведьма» показывала реальные события, — обрела огромную популярность.

В итоге любители хорроров по всему миру были просто обязаны сходить на сеанс хотя бы раз, чтобы занять одну из сторон в неугасающем споре.

И ведь производство авторам практически ничего не стоило: весь фильм снят на дрожащую любительскую камеру, а в кадре, по сути, ничего толком не происходит. Весь страх создают ожидание появления монстра за поворотом и минимальные манипуляции съемочной группы с преимущественно природными декорациями.

Исполнительница главной роли вскоре после выхода фильма бросила актерскую карьеру и стала выращивать марихуану:

5 актеров, которые бросили Голливуд и устроились на обычную работу

«Паранормальное явление»

Paranormal Activity, 2007

Бюджет: 15 тыс. долларов; мировые сборы: 193,3 млн долларов

Зачем, собственно, тратиться на создание правдоподобных и пугающих монстров, если самые страшные чудовища — те, которых мы не видим и, по большей части, создаем собственным воображением? Таким вопросом задался режиссер этого хоррор-феномена — и снял картину про очень агрессивного полтергейста.

Режиссер: Орен Пели

В ролях: Кэти Физерстон, Мика Слот, Марк Фредерикс

По сюжету молодая пара живет в доме, в котором происходят подозрительные вещи: странные звуки по ночам, необъяснимое перемещение предметов. Чтобы во всем разобраться, герои устанавливают камеру наблюдения в спальне — преимущественно через нее зритель и будет наблюдать за развитием сюжета. Призраку, понятное дело, такое нарушение личного пространства не нравится, так что он бушует все сильнее.

С точки зрения бюджета задумка действительно гениальная: почти вся съемка прошла в одном небольшом помещении, а вместо спецэффектов достаточно было дергать за ниточки, чтобы предметы интерьера — а иногда и самих героев — пугающе швыряло по дому.

Ведьмы, пришельцы и венерические монстры: 8 страшных фильмов для веселого вечера

«Ночь живых мертвецов»

Night of the Living Dead, 1968

Бюджет: 114 тыс. долларов; мировые сборы: 30 млн долларов

Изобретатель зомби-жанра — ходячие мертвецы появлялись в кино и раньше, но не так основательно — Ромеро как-то решил напугать весь мир, по сути, одной этой идеей.

Режиссер: Джордж Ромеро

В ролях: Дуэйн Джонс, Джудит О’Дэй, Карл Хардмен

В 68-м, когда вышла лента, зомби еще были чем-то совершенно новым, восхищающим, жутким. Уж точно никто из зрителей не подозревал, что после сеанса станет обходить за километр любые массовые захоронения людей — вдруг восстанут из могил и примутся кусать! Кроме того что фильм был, понятное дело, отличный, успех обеспечил именно эффект новизны: это сейчас ожившие трупы чаще всего фигурируют в комедиях и экшенах, а когда-то их и правда боялись.

Бюджет ушел в основном на грим и актерские гонорары — большего и не требовалось.

Успех малобюджетных ужастиков часто обеспечивают громкие рекламные кампании:

Конфетка из кина: как режиссер-маркетолог Уильям Касл продавал свои низкобюджетные хорроры

42 интересных фильма про вирусы, пандемии, инфекции, эпидемии и зомби. Очень много зомби!

Time Out предлагает подборку, в которую уместились 69 лет кинематографа, масса вариантов эпидемий и конца света на любой вкус и, конечно, очень много зомби.

Читать статью

  📷
📷

«Рокки»

Rocky, 1976

Бюджет: 1,1 млн долларов; мировые сборы: 225 млн долларов

Какая красивая история: актер, мечтавший добиться успеха, придумал кино о боксере, жаждущем того же. До «Рокки» Сталлоне — бывший порноактер — никак не мог заполучить роль первого плана и хоть какое-то признание в Голливуде. Поэтому пришлось пойти ва-банк и написать сценарий картины, в котором он сможет раскрыть свой потенциал. Стремление к самореализации послужило мощным вдохновением: мало в каком кино борьба всех видов показана с такой страстью и искренностью, как здесь.

Режиссер: Джон Г. Эвилдсен

В ролях: Сильвестр Сталлоне, Талия Шайр, Берт Янг

Финал получился красивым: помимо гигантских сборов, «Рокки» выиграл три «Оскара» — включая награду за лучший фильм! — а Сталлоне стал настоящей крупнокалиберной звездой.

25 лучших фильмов о спорте

«Двойная порция»

Super Size Me, 2004

Бюджет: 65 тыс долларов; мировые сборы: 20,6 млн долларов

Один из самых скандальных документальных фильмов в истории. Понятно, откуда у него такие сборы — большинству захочется посмотреть ленту сразу после прочтения синопсиса. Вот он: актер и режиссер Сперлок становится собственным подопытным, решая целый месяц есть каждое блюдо из меню McDonald’s — хотя бы по одной порции. При этом герой не занимается спортом, а просто наблюдает за тем, что произойдет с его телом из-за такой, мягко говоря, нездоровой диеты.

Режиссер: Морган Сперлок

В ролях: Морган Сперлок, Бриджет Беннетт, Лиза Ганджу

Кажется, «Двойную порцию» стоит отнести к отдельному поджанру — это идеальный фильм-кликбейт.

10 самых скандальных документальных фильмов