Можно разделить процесс развития бизнеса на 2 основных этапа:
Этап “больше”
Если вы хоть раз делали оборот в миллион-два-три, наверняка, если не осознанно, то подсознательно вы понимали, что сейчас просто надо делать больше: больше лидов, продажников, машин, логистов, партнеров и т.д. В бизнесе наступает момент, когда необходимо пропорциональное увеличение ресурсов, от этого он будет расти. Но этот процесс не вечен.
Этап “по-другому”
Ваша точка роста лежит в плоскости изменения привычных бизнес-процессов. Потому что еще больше менеджеров вызывают большие операционные расходы, еще больше лидов приводит к снижению конверсии, персонал эти лиды просто не успевает обрабатывать, больше машин не приводит к увеличению производства, увеличение производственных мощностей не позволяет их качественно загрузить и т.д. Поздравляю, это значит, что вы добрались до этапа “по-другому”. Здесь – самое время для систематизации.
Какие основный точки систематизации?
- Сегментация
Прежде чем начать работу с отделом продаж, необходимо сегментировать ресурс, клиентскую базу, трафик, который есть. Сегментация поможет под каждый продукт выстроить правильный процесс. - Описание процесса под каждый продукт
Раскладывание продукта исходя из его пропускной способности. Нужно ли больше менеджеров на обслуживание процессов или нет? - Скрипт
Следующая точка роста наступает, когда вы понимаете, что продавать каждому клиенту по-разному с разной подачей невозможно, и нужно как-то оцифровать процессы, чтобы измерять конверсию. Значит, настало время создать скрипт. - CRM
Чтобы создавать воронки и хранить данные о клиентах в одном месте, вам необходима CRM-система. - Система обучения персонала
И скрипты, и работа в CRM подразумевают, что персонал необходимо обучить применять эти инструменты на практике.
Не всегда нужна систематизация ради систематизации, но если вы уперлись в потолок и не растете, то этого процесса вам не избежать.
А ваш бизнес на каком этапе развития находится в данный момент?