Инициатором нововведения стало российское правительство, озаботившись защитой потребителя от покупки просроченных и нелегальных товаров. В более глобальной перспективе это должно привести к сокращению объёма теневого рынка, сообщают «Известия».
В перечень участвующих в эксперименте товаров попали:
- молочная продукция (за исключением мороженого без содержания молочных жиров в составе);
- минеральная и газированная вода;
- пиво (в том числе безалкогольное), сидр;
- сигареты и сигары, табак, курительные смеси для кальяна.
Начиная с 1 декабря 2022 года пробить на кассе контрафакт или продукт с истекшим сроком годности будет технически невозможно. Необходимое программное обеспечение для такой блокировки у торговых сетей уже имеется.
«В настоящее время реализация просроченной продукции встречается практически в каждой торговой сети и входит в топ-3 нарушений, фиксируемых органами Роспотребнадзора. Кроме того, регулярно отмечаются и попытки продажи фальсифицированных продуктов. Поскольку эксперимент проводится на основе использования уже внедрённой бизнесом системы маркировки и прослеживаемости, никаких дополнительных затрат, которые могли бы повлиять на стоимость продуктов для потребителей, здесь не будет», — подчёркивает председатель «Общественной потребительской инициативы» Олег Павлов.
Пилотная стадия эксперимента продлится до 1 августа 2023 года.