Чем старше становится ребенок, тем больше он или она общается со взрослыми в своем окружении. Например, когда ребенок начинает самостоятельно добираться до школы, помимо учителей он/а может взаимодействовать с прохожими, соседями по двору или дому.
У ребенка общение с посторонними взрослыми может вызывать много вопросов — непонятно, кому верить, а кому нет, можно ли сказать, что ты не хочешь общаться, всех ли взрослых нужно слушаться. Чтобы ребенку было понятнее, а родителям спокойнее, нужны правила взаимодействия с другими взрослыми.
Не все взрослые — значимые
Значимый взрослый — это человек, с которым у ребенка выстроены доверительные и уважительные отношения. Не каждый взрослый в жизни ребенка — значимый. Значимыми взрослыми могут быть родители, родственники и друзья семьи, учителя.
Поэтому важно объяснить детям, что взрослый — не значит безопасный, и нельзя доверять незнакомому человеку на улице так же, как родителю.
Взрослые не всегда правы
Взрослый всегда превосходит ребенка по силе, власти и опыту. Поэтому окружающие могут ждать от ребенка, что он будет их уважать. Но часто под уважением каждый подразумевает что-то свое. Например, что слово взрослого достаточно авторитетное и важное, чтобы ребенок принял его на веру без объяснений.
Важно объяснить ребенку, что задавать вопросы и выражать свое мнение — это то, что можно делать в уважительных отношениях со взрослыми.
Скажите ребенку, что всегда готовы его поддержать
Даже если ребенок умеет отстаивать свои границы и определять, каким взрослым нужно доверять — он все равно может столкнуться с трудностями в общении.
Поговорить о трудностях, рассказать о сомнениях или поделиться переживаниями с родителями ребенок может только в доверительных отношениях. Это такие отношения, в которых не будут давить, осуждать и ругать за ошибки, а поддержат, предложат помощь и утешат.
Расскажите, как и к кому обращаться за помощью
Когда у ребенка не получается защитить себя, обратиться за помощью может быть стыдно или страшно — вдруг взрослые не поймут или откажут. Расскажите, что это нормально, обсудите, у кого можно попросить помощи. Например, в школе можно обратиться к любому учителю.
Если рядом нет знакомых взрослых, можно позвонить родителям или родственникам, чтобы они сказали, что делать, или приехали. Позаботьтесь о том, чтобы их номера всегда были под рукой.
Расскажите ребенку, как можно прекратить разговор
Если ребенок чувствует, что общение с человеком доставляет дискомфорт, вызывает тревогу или чувство страха, у него должна быть возможность сказать об этом. Объясните, что он имеет право остановить разговор и уйти.
Поделитесь с ребенком фразами, которыми он может пользоваться в таких ситуациях. Например:
- Мне неприятно, отойдите, пожалуйста
- Извините, но я не хочу продолжать этот разговор
Будьте на стороне ребенка
Если кто-то сообщает, что ребенок нагрубил взрослому, спокойно выслушайте человека и задайте уточняющие вопросы, чтобы понять, что произошло.
Обсудите ситуацию с ребенком наедине — спросите, что случилось и выслушайте его версию событий. Если вы считаете, что ребенок был не прав — не ругайте, а поговорите об этом и вместе решите, как можно поступить в другой раз
Обложка статьи: Adam Winger