Конституционный суд признал несоответствующим Конституции РФ пункт 12 статьи 25 Федерального закона «О безопасности дорожного движения».
Основанием послужило то, что суды привлекают к административной ответственности по ст. 12.7 КоАП ( Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством) граждан РФ с иностранными правами, которые они не обменяли после вступления в гражданство России. Пунктом 12 ст. 25 Закона установлено, что лица, постоянно или временно проживающие либо временно пребывающие на территории Российской Федерации, допускаются к управлению транспортными средствами на основании российских национальных водительских удостоверений, а при отсутствии таковых - на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений.
Однако, суды указывают, что управление транспортными средствами при наличии действительного иностранного национального водительского удостоверения допустимо лишь для лиц, не проживающих постоянно на территории РФ. По мнению судов, приоритетному применению подлежит подпункт «b» пункта 2 статьи 41 Конвенции о дорожном движении, согласно которому водительские удостоверения, выданные одной договаривающейся стороной, должны признаваться на территории другой договаривающейся стороны до момента, когда эта территория становится обычным местом жительства владельца удостоверения.
Ни Конвенцией о дорожном движении, ни законодательством РФ не установлен срок для замены водительских удостоверений. Следовательно, основания для привлечения к административной ответственности отсутствуют.
В настоящее время на рассмотрении Госдумы находится законопроект, устанавливающий, что иностранные национальные водительские удостоверения и международные водительские удостоверения признаются недействительными на территории РФ по истечении одного года с даты получения вида на жительство либо гражданства РФ.
Законопроект проходит первое чтение, но можно предположить, что его принятие ускорят после соответствующих замечаний Конституционного суда.