С сегодняшнего дня на Камчатке каждого вылетающего пассажира досматривают на предмет наличия красной икры в багаже и ручной клади. Если икры нет, то он получает зелёную наклейку, если икра есть, но не более 10 кг – жёлтую, если более 10 кг – красную. Только после этого он идёт на регистрацию; излишки икры придётся оставить в аэропорту.
Запрет на вывоз более 10 кг икры распространяется только на браконьерскую продукцию – то есть, не имеющую маркировки с указанием сорта, производителя и т.п. Такую икру продают, например, на развес на рынках. Однако обычный турист или командировочный берёт обычно для себя не более пары-тройки килограмм деликатеса, то есть, укладывается в норму.
Ограничение рассчитано на борьбу с «икорными курьерами», которые загружают в багаж по несколько десятков килограмм икры и везут её на перепродажу. Кто-то предлагает свои услуги в чатах и форумах, прилетая на Камчатку с оказией, кто-то целенаправленно летает туда-сюда по дешёвым плоским тарифам «Аэрофлота» – разница в цене между Москвой и Камчаткой позволяет и билеты окупить, и заработать; но летящими с оказией отправлять икру, конечно, выгоднее.
Икра эта почти вся – браконьерская; ежегодно таким «чемоданным» способом переправляют с одной только Камчатки до 500 тонн икры (а со всего Дальнего Востока до 2 тыс. тонн), на неё приходится 20% от всего «экспорта» с полуострова. Интересно, что многие покупатели считают такую икру более качественной, потому что она «дикая», а заводская – «искусственная» (аквакультура, причём на Камчатке её на самом деле нет), поэтому ряд продавцов умудряется продавать такую «настоящую» икру даже дороже легальной. Розничные цены на икру в Москве начинаются от 6-7 тысяч рублей за килограмм. Легальная икра в закупке на Камчатке стоит от 3 тысяч и перевозится, конечно, не чемоданами частников. Браконьерская икра стоит менее 2000 р. за килограмм. Естественно, никаких сертификатов на неё нет и соответствует ли она элементарным санитарным нормам, неизвестно.
Продавцы легальной икры считают, что такое ограничение пора было ввести давно. «Цель – только легальная икра, оформленная через ФГИС «Меркурий». Доставка икры должна осуществляться только транспортной компанией» – говорит Алексей Горячев, основатель компании Hot Fish.
Икра добывается с июня по сентябрь. На берегу всю выловленную рыбу сразу считают, взвешивают и заносят данные в ФГИС «Меркурий». Затем отдельно идёт на переработку рыба, отдельно икра; в базе содержится информация о количестве произведённой и упакованной икры на каждом заводе в каждую дату, поэтому наклеивание на кубик браконьерской икры распечатанной на принтере «заводской» этикетки не поможет: в аэропорту её проверят.
Илья Шатилин