Кто такая — жертва?
Думаю, первые ассоциации, которые приходят на ум любому из нас, примерно следующие: человек невинный, мученик, вызывает жалость, сострадание, приносит в жертву себя... В общем, что называется, обнять и плакать.
Тем-то и удивительнее, что именно Жертва, как правило, «запускает» игру в треугольнике созависимых отношений.
Его еще называют треугольником Карпмана, а почему — я писала в этой статье. Сегодня же, как и обещала, расскажу подробнее об одном из трех персонажей этого треугольника — Жертве.
Так вот, парадокс, но не кто иная, как Жертва, самая безынициативная и слабовольная личность, первой обозначает себя страдальцем — и вот уже Агрессор со Спасателем хватают приманку... И движение по треугольнику начинается.
Поэтому, разбираясь в теме, крайне важно понимать, что наш сегодняшний персонаж — это сильнейший игрок, причем мастерски маскирующийся как под себя, «униженного и оскорбленного», так и под остальных. А вовсе не тот, которого изначально так и манит искренне пожалеть и выручить.
При этом забавно, что любая Жертва категорически не хочет брать на себя ответственность! Нет-нет, для нее это «не царское дело»!
Однако оправдать те или иные свои действия нужно обязательно. И Жертва поступает так: я бедная и несчастная, моя хата с краю, а виноват злой Агрессор (Преследователь). И тут же бежит к Спасателю: помоги, защити!
Ловко, правда?
Но не думайте, будто вычислить план действий Жертвы нереально. Заметить, что ее страдания — игра в рамках треугольника, вполне возможно в тот момент, когда осознаешь, что она, может, и мучается, но не горюя внутри себя, а крича об этом на весь мир.
Звонит детям, чтобы пожаловаться на непрекращающиеся проблемы со своим здоровьем.
Пишет подругам, чтобы рассказать о муже-абьюзере.
Выкладывает пост за постом в соцсетях — и все о том, как сложно ей с начальником: вечно обманывает, нагружает работой, ни во что не ставит перед коллегами, и далее по списку.
И, что немаловажно, рассказывая о своих злоключениях другим, она непостижимым образом этих других заставляет чувствовать себя виноватыми во всех этих неудачах.
В этот момент мы сталкиваемся с двумя новыми понятиями: вторичная выгода (польза, которую мы получаем из неприятных для себя ситуаций) и зона комфорта (здесь пояснений, уверена, не требуется).
Так вот, вторичная выгода Жертвы — это питаться ресурсами и энергией Агрессора и Спасателя, а также и других окружающих. А ее зона комфорта — бегать по треугольнику и трубить о невзгодах, попутно обвиняя и ища поддержки.
Знакомая ситуация? Если теории недостаточно, вспомните эпизод из детской книги, где Карлсон, который живет на крыше, притворялся больным. Классическая — хитрющая и вполне себе сознательная — Жертва.
А может, вы вспомнили, кто роскошно играет Жертву в вашем окружении? Или узнали себя?...
Впрочем, нельзя не заметить, что иногда Жертва по-настоящему мучается от своего положения. Она может понимать свою вину перед другими и даже стыдиться ее. Подобное можно наблюдать, к примеру, в семьях, где живут инвалиды.
Да, входные данные в «игру» могут быть разными. Но лишь только потенциальная Жертва почувствует себя таковой, приметит Агрессора, на которого так удобно иногда спустить всех собак, а следом и Спасателя, у которого очень уютная жилетка для нытья, и сделает первый шаг... процесс запустится сам собой, а вторичные выгоды подтянутся следом и станут едва ли не смыслом существования Жертвы.
И пока ей будет удобно, она свою роль никому не отдаст.
На этом о Жертве пока все. Вскоре поговорим о следующей роли — Агрессора, или Преследователя. Буду благодарна, если простимулируете меня лайком :)
А теперь простая практика — для тех, кто осознает, что нет-нет да и примеряет на себя маску Жертвы, чувствуя при этом выгоду, и не одну. И не просто осознает, а Жертвой быть не хочет.
Возьмите чистый лист и в левой части напишите: «Я — Жертва».*
Подключаем музыкотерапию :)
Выберите песню, которая максимально точно отображает ваше состояние в роли этой самой Жертвы из треугольника. Проживая состояние под звучащую мелодию, выпишите те вторичные выгоды, которые получаете, играя роль, в формате «Я чувствую, что...», «Мне нравится, что...», «Я ощущаю себя».
Поздравляю, вы только что сформулировали сценарий своей внутренней Жертвы.
А теперь справа напишите: «Я вне треугольника Карпмана» и опишите свой портрет в этом состоянии. Какая музыка/песня подойдет вашему состоянию вне игры? Включите ее. Опишите чувства, которые испытали при прослушивании.
Сравните левый и правый столбик. Какой вам ближе? Отвечайте честно, это очень важно.
Если вам комфортнее остаться слева — ваше право. Если же вы понимаете, что хотите выйти туда, вправо, действуйте дальше. Средним столбиком пропишите, что вам необходимо сделать, чтобы вырваться из треугольника, и далее следуйте обозначенному плану.
Ведь в этом и заключается весь секрет: чтобы не играть в созависимые отношения, нужно просто... не играть в них.
*Вы можете писать, а можете рисовать свой портрет — как вам удобнее. Главное, чтобы вы результат оказался полным и понятным.
Спасибо, что прочитали статью! Делитесь интересными персонажами-Жертвами из фильмов и книг в комментариях.
А если вы понимаете, что предложенной практики недостаточно, заходите в мою группу во ВКонтакте: там много всего полезного в живом формате.