Найти тему
Гармония в семье

Не расстаётся с вещами

Обычно в постах на проблему я сразу даю варианты решений. 

Не в этом случае. 

Все настолько уникально, что лучше разбираться индивидуально. 

Пойдем издалека.

«Я» включает в себя очень много чего. Мысли, чувства, возможности, ощущения. У взрослого человека добавляются, например, духовные ценности, наша сексуальная, профессиональная идентификация. 

Формирование этого образа «Я» начинается с рождения. 

Сначала телесный уровень, потом связи со своим именем, потом познание возможностей своего тела «Что смогу?», потом понятие самости и т.д. Не буду вас грузить. Как пирог одно самопредставление о себе, накладывается на другое. 

Предметы, которые окружают нас тоже про нас (людей). 

С некоторыми предметами мы сживаемся. Некоторые отторгаем. 

Некоторые предметы подчеркивают нашу индивидуальность. Некоторые формируют наше поле безопасности. Что-то нас отличает от других. Что-то, наоборот, должно доказывать нашу близость к какой-то группе. 

Почему ребенок не может расстаться с вещами?

Причин может быть несколько. Проблема может быть комплексной. Может проявиться после одной, казалось бы, незначительной ситуации. Либо после повторяющихся. 

1) БЕЗОПАСНОСТЬ 

Одно из значимых потребностей человека – безопасность. Безопасность и стабильность идут рука об руку. Если в семье есть нестабильность в отношениях, родители не могут контролировать свое эмоциональное состояние при ребенке. То много ласки, то отвержение… Ребенок видит конфликты, опасается делать выбор в пользу папы или мамы. В постоянном движении между родственниками с разными устоями и требованиями (даже, если залюблен). 

Начинается поиск стабильности хоть в чем-то! В наличии каких-то предметов. Потеря предмета вносит хаос. В данном случае ребенок предметами компенсирует что-то. 

2) ЧАСТЬ МЕНЯ

Дети себя ассоциируют с игрушками. Поэтому, отделить себя от игрушки невозможно. Да и как отдать/выбросить часть себя?! Вот тут где-то есть родительское влияние. Оно не прямое и явное. Не линейное. И есть много родительских фраз, которые намекают на то, что «мал еще заявлять о себе»….Чтобы ребенку не хотелось себя показывать через предметы и поделки учитесь с ним видеть в себе разностороннюю личность. Из мыслей, чувств, ощущений и действий.  

3) «Я ЕСТЬ»

меня не замечают, мои чувства игнорируют, уделяют меньше внимания, чем мне хотелось бы – я заполню собой все пространство. 

Кто-то криками наполняет, кто-то беготней. А кто-то раскладывая свои игрушки везде. "И как же с ними расстаться, мне ж тогда не хватит на всю квартиру?!" Демонстративное привлечение внимания к себе - всегда тоже одна из причин. 

4) МОИ ГРАНИЦЫ

Почти каждая мама, которая спрашивает «почему не дает выбросить» дополняет свой вопрос фразой «ничего без него не выбрасываю». Приведу вам пример из недавней консультации. Далее последовала фраза «Все, что я считаю мусором складываю в коробку, сын решает, что ему оставить». Границы это не только про действия, когда вы без спроса что-то делаете. Но ваши слова и невербальные посылы. Ваше мнение о том, что ребенок собирает всякий хлам….А ему не хлам. 

Понятие границ уже не раз мелькало у меня в блоге. Физические, эмоциональные, ценностные, материальные, временные и это еще не все. 

Ребенок убедился, что ценностные границы вы нарушаете. Как отстоять их он не знает. Есть напряжение/раздражение/обида. Компенсируемся через соблюдение границ вещей. Мама позволяет.  

5) ЧАСТЬ СООБЩЕСТВА

Папа так классно возиться на даче со столярными штуками. У мамы столько интересных прибамбасов на кухне. Бабушка складирует все лоскуточки. А дедушка периодически достает что-то из своих закромов и рассказывает интересные истории. Так и у меня будет что-то МОЁ. 

Мы можем не осознавать, что своим поведением подобны Кощею чахнущим над нашим скарбом. 

Ваше «А вдруг пригодится» - указание к действию. 

Помогите найти ребенку предметы про него. Не обесценивайте то, что он копил. Но обязательно обсудите. Про что это для него.

5) ЦЕННОСТНЫЙ ФАКТОР

Вытекает из предыдущих. Ребенок не понимает, что есть ценность. Пример родственника, увлеченного хобби воспринимается им как обладание какими-то штучками. А не труд, увлеченность, которая вкладывается в это. Без пояснений ребенок лишь поверхностно может оценивать это

Описала самые частые и не очень явные причины подобного отношения с вещами. 

Отношение с вещью – компенсация человеческих взаимодействий.

Темперамент тоже имеет огромное значение. Прикипают к вещам меланхолики и флегматики в большей степени, чем сангвиники и холерики.  

Флегматик плохо приспосабливается к новой обстановке. И для него привычный набор вещей про ту же безопасность из первого пункта. Учите считывать безопасность в разных сферах, не только в физической. 😉 

Бывают и другие факторы (биологические). Например, у деток-аутистов особое отношение с вещами.