Найти тему
Григорий И.

…А детей каратели бросали в яму живыми. Особенно старались местные полицаи

Григорий Иоффе

Сентябрь 1941 года – одна из самых трагических страниц в истории Белоруссии. Карательные отряды, состоящие из немцев и финнов, передвигаясь от села к селу, от местечка к местечку, истребляли поголовно всех живших или оказавшихся там евреев, цыган, коммунистов, не говоря уже о тех, кто пытался оказывать оккупантам сопротивление.

29 октября в местечке Дашковка состоялся массовый расстрел местных жителей. 58 убитых из пулемётов, повешенных и замученных фашистами и местными полицаями. 42 из 58 были евреями, 8 из 42 носили фамилию Иоффе.

Довоенный Шклов по сравнению с Дашковкой можно назвать большим городом. В августе–октябре счёт зверски убитым в местном гетто шёл на сотни и тысячи.

По всей Белоруссии стоят памятники жертвам фашизма. Стоят они в Дашковке, где родился мой дед, и в Шклове, на родине моего отца.

По преданию, поселение на месте современной Дашковки возникло ещё в 1597 году. Где-то здесь протекала в те годы исчезнувшая ныне река Дашка, давшая имя будущему местечку.

В статистическом описании Могилёвской губернии за 1784 год Дашковка отнесена к разряду местечек. Выходит, тогда уже здесь жили евреи, но время их переселения в эти края не известно.

В 1772 году Дашковка стала родовым имением дворян Жуковских. С 1831 года владельцем имения был Эдуард Жуковский, будущий предводитель уездного дворянства, ставший одним из составителей энциклопедического издания «Опыт описания Могилевской губернии», вышедшего под редакцией губернатора А.С. Дембовецкого.

-2

Усадьба Жуковских в Дашковке. Художник Наполеон Орда. 1877 год

Не однажды оказывалась Дашковка в центре самых известных военных сражений. Ещё во время Северной войны здесь прошли армии Петра I и Карла XII. А 11 июля 1812 года, во время одного из сражений с французами, известном, как «Бой у Салтановки», в усадьбе Жуковских был размещён лазарет для русских солдат.

Во время Великой Отечественной войны после форсирования Днепра в районе Дашковки 27 июня 1944 года в ходе операции «Багратион» 9 бойцов 385-й Кричевской стрелковой дивизии получили звание Героя Советского Союза.

Но это были уже другие бои, освободительные. А тогда, в октябре 41-го…

По воспоминаниям жительницы Дашковки Евдокии Гляковой, пока под Могилёвом шли сражения, вся их семья, мать и пятеро детей, отсиживалась в подвале. Из укрытия бегали доить корову, кормить поросят. Тогда убило одну из её сестёр.

А вскоре село окружил большой карательный отряд, состоявший в основном из финнов. Всех жителей пригнали на площадь перед церковью. По списку, который был у немцев-командиров, вызвали одиннадцать членов КПСС, а также стариков, у которых были родственники-коммунисты. Отдельно поставили евреев. Руководили сбором сельчан староста-бургомистр по имени Семён и два урядника – Фадей и Никонов.

Расстреливали в двух местах. Отдельно поставили евреев, отдельно – коммунистов. Кто-то пытался бежать. Двоих евреев поймали на кладбище и там же убили. А ровеснице Евдокии, 16- летней Хане Иоффе, удалось убежать. Она переплыла Днепр и пережила войну в деревне Слободка. У неё были светлые волосы, всем говорила, что из детдома, и никто её не выдал…

Город Шклов в истории российского еврейства занимает особое место. Ещё в конце 1780-х годов несколько шкловских купцов перебрались в Москву и быстро там преуспели в торговых делах. Что, естественно, не понравилось купцам московским. А что делать, если проигрываешь в конкуренции, да ещё и «не местным»? Понятное дело: жаловаться. Царская власть прислушалась и навела порядок: в 1790-е годы была введена черта оседлости, а вместе с ней, соответственно, и запрет на постоянное жительство представителей еврейской национальности в Москве.

Нельзя, правда, сказать, что прав на передвижение в те времена были лишены только евреи: мещанам и купцам любых национальностей и раньше без особых причин запрещалось покидать места постоянного проживания. Тем не менее, шкловские купцы в своём продвижении в столицы не остановились. Вскоре они уже были в Санкт-Петербурге. Организовали там еврейскую общину, а затем и первое еврейское кладбище.

В 1897 году 78 процентов шкловского населения составляли евреи (всего 5 122 человек). В 1926-м уже 38 процентов: из-за оттока молодёжи в города после революции и отмены черты оседлости. А по переписи 1939 года в Шклове насчитали 2 132 еврея. С приходом нацистов всех, кто не смог эвакуироваться (а сделать это было не просто и советские власти этому процессу никак не способствовали), загнали в гетто, а затем, в октябре 1941 года, вместе с евреями из других ближних местечек (всего около 3 200 человек) все они были расстреляны или закопаны живыми.

Оккупация фашистами Шклова началась буквально через три недели после начала Великой Отечественной войны, 11–12 июля 1941 года, когда в город вошёл 46-й моторизованный корпус 2-й танковой группы Гудериана, и продлилась почти три года.

Еврейскому населению поначалу было приказано носить на одежде шестиконечные жёлтые звёзды, а уже в конце июля всех, носивших эти звёзды, загнали в два гетто: одно в пригороде, второе в городе, на улице Льнозаводской. Охрану несли местные полицаи. Еврейское кладбище в Рыжковичах (пригороде Шклова) сравняли с землёй, а камни с могил местные жители растащили на свои нужды.

«Власть жидовско-большевистских комиссаров в России кончилась», «Самый большой враг народа – жид» –листовки с подобными текстами нацистская пропаганда повсеместно использовала для разжигания межнациональной розни. Впоследствии некто Лошаков стал издавать в Шклове газету, где регулярно публиковались антисемитские статьи. Поэтому и камнями с могил уничтоженного кладбища многие не брезговали.

В гетто на Льнозаводской в каждом доме жили до150 человек. Выходить из помещений после 18.00 запрещалось. Пользуясь своей полной безнаказанностью, оккупанты отбирали у узников всё более или менее ценное. Убийства и избиения в гетто были обычным явлением.

Первая «акция» по ликвидации еврейского населения была проведена в начале августа 1941 года: тогда были уничтожены 84 еврея, которых обвинили в «поджоге и грабеже». Видимо, эти люди пытались организовать местное сопротивление. По теми же предлогами, очевидно, был организован и расстрел 627 евреев в октябре.

И это было только началом. Уже вскоре узников гетто в Рыжковичах перегнали в деревню Путник. Там в противотанковом рву были расстреляны и зарыты живыми 2700 человек. У деревни Заречье было устроено второе побоище. Людей заставляли раздеваться, клали на землю, убивали и сбрасывали в ямы. Детей бросали живыми.

Все эти злодеяния затем, после освобождения Шклова, были задокументированы в акте Чрезвычайной Государственной комиссии от 18 декабря 1944 года.

Я не знаю, сколько моих дальних родственников и однофамильцев погибли в Дашковке, и сколько в Шклове 80 лет назад. И хочу одного: чтобы мы, все мы в нашей стране помнили об этих жертвах. Иначе придут новые оккупанты и прилепят нам на пиджаки новые звёзды, не обязательно шестиконечные. Оккупанты, которые ещё вчера не вызывали у нас никаких сомнений. Были добропорядочными обывателями и законопослушными гражданами.

Как пришли к нам в 41-м выродившиеся потомки тех, кто составлял некогда славу и гордость Германии, великих поэтов, композиторов, философов и учёных… имена которых перечислять здесь не буду. Боюсь попасть в ловушку: среди великих арийцев то и дело будут встречаться этнические евреи. Начиная с Генриха (Хаима) Гейне, кончая Карлом Марксом и Лионом Фейхтвангером.

-3

Памятник шкловским евреям, убитым фашистами