Найти в Дзене
ВТБ Страна

Культурный ноябрь: подборка событий для любителей искусства

Оглавление

Возвращение музейных шедевров императорского Петербурга, зарождение русского авангардизма, музыка Верди и фестиваль света — выбираем, куда пойти в ноябре.

«Время собирать. Дары ВТБ»

В Библиотеке Росси Павловского дворца открылась выставка «Время собирать. Дары ВТБ». В экспозиции представлено более 100 предметов, пополнивших коллекцию музея «Павловск» благодаря поддержке Банка ВТБ. Это музейные шедевры, утраченные во время советских распродаж предметов искусства в 1920–30-х годах и похищенные в Великую Отечественную войну.

«Возвращение даже одного такого шедевра для нас огромное событие, позволяющее сделать еще один шаг по воссозданию блестящего исторического собрания Павловска», — отмечает директор музея-заповедника Вера Анатольевна Дементьева. Среди вернувшихся экспонатов — египетский сервиз-дежене, который императрица Мария Федоровна называла «Память моего сердца», так как получила его
в подарок от родного брата, короля Вюртембергского Фридриха I.
В дворцовую Библиотеку Росси вернулись «Мемуары мадам де Сталь», проданные за границу через «Антиквариат» в 1929–1932 годах, «Мемуары герцога де Гиза» и «Послание апостола Павла к римлянам» — книжные раритеты, которые собирала Мария Федоровна.

Поддержка ВТБ позволила не только вернуть в Павловск утраченные шедевры, но и приобрести предметы, которые пополнили другие разделы музейного собрания. Это принадлежавшие членам семьи Романовых вещи, живописные и графические изображения Павловского парка, старинные бытовые предметы, фотографии и многое другое. Все благотворительные дары ВТБ музей-заповедник показывает на новой выставке.

Когда: с 19 октября 2022 по 26 февраля 2023

Где: Библиотека Росси, Павловский дворец, Санкт-Петербург

Узнать больше

«Любовь к трем апельсинам. Венеция Казановы — Петербург Дягилева»

Константин Сомов. «Портрет Сергея Дягилева», 1893 год, частная коллекция © Public Domain
Константин Сомов. «Портрет Сергея Дягилева», 1893 год, частная коллекция © Public Domain

В Шереметевском дворце 18 ноября открывается выставка «Любовь к трем апельсинам. Венеция Казановы — Петербург Дягилева». Межмузейный проект посвящен отражению венецианского сеттеченто в культуре Серебряного века. Символами эпох и воплощением венецианского
и петербургского стилей выступают Джакомо Казанова и Сергей Дягилев. Облик пленительной эпохи 1910-х годов создают Арлекины и Коломбины, персонажи «Поэмы без героя» и комедий дель арте, акварели Александра Бенуа, Льва Бакста и Александра Головина, рисунки Сергея Судейкина
и Константина Сомова.

Выставка построена как драма в четырех актах, проводя зрителей
от театрального карнавала «веницейской жизни» и жизнетворчества богемы Серебряного века до трагического финала короткой эпохи русского Ренессанса. Один из редчайших экспонатов — полный костюм Коломбины, включая атласные башмачки, который сшила по эскизу Сергея Судейкина Ольга Глебова-Судейкина, одна из героинь ахматовской «Поэмы без героя», легендарная Коломбина Серебряного века. Выставка сопровождается аудиоспектаклем на основе стихов, мемуаров и писем действующих лиц Серебряного века.

Когда: с 18 ноября 2022 по 16 апреля 2023

Где: Музей театрального и музыкального искусства, Шереметевский дворец, Санкт-Петербург

Узнать больше

«Мир как беспредметность. Рождение нового искусства»

Марк Шагал. «Интерьер с цветами», 1918 год, Музей-квартира И. И. Бродского, Санкт-Петербург © Public Domain
Марк Шагал. «Интерьер с цветами», 1918 год, Музей-квартира И. И. Бродского, Санкт-Петербург © Public Domain

В Еврейском музее и центре толерантности проходит выставка «Мир как беспредметность. Рождение нового искусства: Казимир Малевич, Павел Филонов, Марк Шагал, Анна Лепорская и другие». Название выставки перекликается с трактатом Казимира Малевича «Мир как беспредметность», подводящим черту под более чем десятилетней эволюцией художника. Проект реализован совместно с «Энциклопедией русского авангарда» и Ельцин Центром, а инклюзивную программу разрабатывали при поддержке Банка ВТБ.

На выставке можно увидеть 98 работ русских авангардистов 1920–1930-х годов из государственных и частных коллекций: Марка Шагала, Казимира Малевича, Анны Лепорской, Роберта Фалька, Павла Филонова и других. Кроме живописи, зрители познакомятся с графикой из Третьяковской галереи и супрематистским фарфором из коллекций Эрмитажа и музея-усадьбы «Кусково».

Особенность московской выставки — интерактивный проект «Я — Малевич», придуманный специально для Еврейского музея. Это своеобразный способ перевоплотиться в одного из десяти художников-авангардистов, с помощью аудиосопровождения сопоставляя биографию
с экспозиций. Зрители проходят от частных судеб и хитросплетений художественной жизни начала 20 века к зарождению нового искусства
и пониманию сути русского авангарда.

Когда: с 20 октября 2022 по 19 февраля 2023

Где: новое пространство Еврейского музея и центра толерантности, Москва

Узнать больше

Фестиваль «Чудо Света»

Световое шоу на фасаде здания Главного штаба в рамках фестиваля «Чудо Света» на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге © Александр Гальперин, РИА Новости
Световое шоу на фасаде здания Главного штаба в рамках фестиваля «Чудо Света» на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге © Александр Гальперин, РИА Новости

Световой фестиваль «Чудо Света» — масштабное шоу, посвященное образу Санкт-Петербурга. Сюжеты инсталляций визуализируют историю Северной столицы и России с помощью 3D-мэппинга, светового и лазерного шоу, а также пиротехнического представления. Стены Морского вокзала и Главного штаба станут площадкой для завораживающей игры света и музыки.

Когда: 4–6 ноября 2022, с 19:00 до 22:00

Где: Петропавловская крепость, Дворцовая площадь и другие городские площадки, Санкт-Петербург

Узнать больше

«Верди: Реквием»

Дирижер Теодор Курентзис и солистка Барбара Ханниган выступают с оркестром MusicAeterna в Москве © Григорий Сысоев, РИА Новости
Дирижер Теодор Курентзис и солистка Барбара Ханниган выступают с оркестром MusicAeterna в Москве © Григорий Сысоев, РИА Новости

Оркестр и хор musicAeterna исполнят самую известную траурную мессу после Реквиема Моцарта. В 19 веке творение Верди называли «оперой
в церковных одеждах». В исполнении солистов, хора и оркестра musicAeterna Реквием Верди словно возвращается с концертной эстрады
в храмовое пространство. Семь частей Реквиема становятся ступенями
на пути к постижению таинства смерти. Оперный характер оркестрового
и вокального письма подчиняется строгой католической традиции,
а музыкальные образы ярости, отчаяния и бунта против неизбежного конца увенчиваются умиротворением.

Слушателей ждет трагический пролог, жизнеутверждающая фуга Sanctus, лиричные Agnus Dei и Lux aeterna и напоминающие о смятении заключительные части Libera me. Завершает произведение прозрачный мажорный аккорд, воплощающий lux perpetua — свет вечный.

Когда: 13 ноября в Санкт-Петербурге, 15 ноября в Москве

Узнать больше