Хотя вопрос о цели воспитания можно задать сознательно и сознательно на него ответить, все-таки в большинстве случаев он решается бессознательно.
⠀
Ребенка воспитывают исходя из собственного жизненного опыта, не отдавая себе при этом отчета в том, соответствует ли это воспитание способностям ребенка.
⠀
«У моей матери, несомненно, была лишь одна цель: сделать из меня добропорядочную, приличную женщину.
⠀
Ее главный девиз: „Если ты что-то имеешь, ты что-то из себя представляешь".
⠀
И мы только по той причине были уважаемыми в деревне, что у нас было много земли.
⠀
Кроме того, я должна была стать „красивой крепкой женщиной", потому что у нас с утра до вечера все разговоры велись только о еде и работе.
⠀
И сегодня моя родня все еще находит меня некрасивой и тощей, как будто у меня в семье не хватает еды».
⠀
(34-летняя домохозяйка)
⠀
Подобная псевдоистина, связанная с целью воспитания, сочетается со сдвигом понятий «обучение» и «образование».
⠀
И хотя в большинстве случаев она не формулируется воспитателями столь ясно и четко, многие из них оказываются в растерянности, видя ее последствия.