Они вступили в брак уже зрелыми людьми: ей было 33, а ему и вовсе 41. Антон Павлович был уже признанным классиком, а Ольга Леонардовна – актрисой молодого тогда МХТ. Их брак был коротким из-за смерти писателя, а недели, проведенное вместе, и вовсе можно пересчитать по пальцам. На чем держались эти отношения, мы попробуем сегодня понять.
Если о Чехове практически все современники единодушно отзывались положительно, то о его супруге мнения диаметрально противоположные. Действительно, ситуация неоднозначная: муж смертельно болен, а жена в тысячах километрах и думает только о карьере. Фаина Раневская, землячка и известная поклонница творчества Чехова, говорила: «У меня он бы не умер в 44 года».
Дело в том, что на момент встречи с Чеховым в 1908 году, Книппер была, хоть и взрослой, но только еще начинающей карьеру актрисой. Они познакомились на репетиции пьесы «Царь Федор Иоаннович», где Ольга играла царицу Ирину и произвела впечатление на автора как актриса и как женщина. Он писал тогда:
«Ирина, по-моему, великолепна. Голос, благородство, задушевность — так хорошо, что даже в горле чешется… лучше всех Ирина. Если бы я остался в Москве, то влюбился бы в эту Ирину».
Есть версия, что Станиславский и Немирович-Данченко (руководители театра), грубо говоря, подсунули Чехову Ольгу, чтобы прочнее привязать живого классика к МХТ. У Ольги тоже была очевидная выгода: с момента знакомства и сближения с писателем она играла главные роли во всех его пьесах. Она, бесспорно, хорошо понимала своих героинь и смысл пьес в целом, её игра была достойной. Но вопрос, получила бы она эти роли при других обстоятельствах, остается открытым.
У них завязывается переписка, а также Ольга знакомится с сестрой писателя, и та приглашает ее погостить у них в Ялте, где Чехов уже жил постоянно из-за болезни. Начинаются недвусмысленные отношения актрисы и писателя, которые Ольге часто даются тяжело: ведь они не женаты. Во время ее визитов, ей кажется, будто её осуждают окружающие. Чехов же, зная о своей болезни, не спешил связывать себя, да и её, браком и просто молчал. Поэтому Ольга сама начинает подводить его к важному решению:
«Я устала от этого скрыванья, мне тяжело это очень, поверь мне. Опять видеть страдания твоей матери, недоумевающее лицо Маши (сестры писателя) — это ужасно! Ты всё молчишь».
Писатель сдался, однако поставил условие, чтобы об этом никто не знал. Они тихонько обвенчались и... продолжили жить каждый своей жизнью. Чехов в Ялте, Ольга в Москве.
Они часто переписывались, письма эти полны нежности. Всего сохранилось больше 400 их писем. И хотя многие осуждали Книппер за то, что она не ухаживает за больным мужем, он сам не настаивал на её присутствии, так как понимал, как много значит для нее театр. Она писала:
«Антонка, родной мой, сейчас стояла перед твоим портретом и вглядывалась, села писать и заревела. Хочется быть около тебя, ругаю себя, что не бросила сцену. Я сама не понимаю, что во мне происходит, и меня это злит. Неясна я себе. Мне больно думать, что ты там один, тоскуешь, скучаешь, а я здесь занята каким-то эфемерным делом, вместо того чтоб отдаться с головой чувству. Что мне мешает?!»
На что он отвечал:
«Ты нисколько не виновата, что не живёшь со мной зимой. Напротив, мы с тобой очень порядочные супруги, если не мешаем друг другу заниматься делом. Ведь ты любишь театр? Если бы не любила, тогда бы другое дело».
Еще до женитьбы Чехов говорил: «Дайте мне такую жену, которая, как луна, будет являться на моём небе не каждый день». Также его слова: «Хочешь быть одиноким - женись». Похоже, и то, и другое сбылось в жизни писателя.
Не в пользу Ольги говорили и слухи о ее романах, в частности с Немировичем-Данченко и Александром Вишневским, которые так и остались бы слухами, если бы не один случай в 1902 году, который все подтвердил.
Однажды на репетиции Ольга упала в обморок и была доставлена в больницу. Там ей диагностировали внематочную беременность и сделали операцию. И тут она схитрила, сообщив мужу срок, который бы подтверждал его отцовство. За полтора месяца до этого она приезжала к мужу в Ялту. Но вот врач, проводивший операцию, писал Чехову что срок был заметно больше. Это значило, что во время визита к супругу Книппер уже была беременна. Если она знала об этом, то это становится еще более отягчающим обстоятельством измены.
Но Чехов не мог долго злиться на неё: ведь он искренне любил ее и всё прощал. Да и времени на обиды у него не было, и он знал это. После успеха «Вишневого сада» в 1904 году Ольга нашла время для мужа и вывезла его в Баденвайлер на лечение, где он вскоре и умер. Первые месяцы после его смерти она жила затворницей, но через некоторое время вернулась в театр.
Ольга Леонардовна пережила мужа на 55 лет, продолжая играть в театре до глубокой старости. Замуж она больше не вышла, хотя романы имели место.
А как вам кажется, что это было: расчет или искренняя любовь? Напишите свое мнение в комментариях.
Спасибо за внимание. Если вам было интересно, ставьте лайк и подписывайтесь. Всего хорошего!
P.S. Больше историй из жизни писателей вы можете прочесть в нашей подборке.