Возле старого пермского кладбища мирно струится небольшая речка с пугающим названием Стикс.
Именно так называлась в древней мифологии одна из рек подземного царства Аида. Согласно мифам, через нее перевозил души умерших Харон, ее водами клялись боги. В переводе с древнегреческого Стикс - это чудовище.
С виду ничего чудовищного в пермском Стиксе нет. Сейчас часть его забрали в трубу, из которой речка вытекает уже только перед самым впадением в Егошиху. А вот на старых картах ее исток рисуют возле парка Горького, где была Сибирская застава.
Река выходила из-под земли у Сибирской заставы
Уже в то время обращали внимание, что река эта бьет ключом из-под земли, а значит, до выхода на поверхность является подземной. Поэтому ее поначалу так и подписывали - Ключ либо ручей Ключевой. Такое название, например, мы видим на карте Перми 1782 года.
Впрочем, на некоторых планах города присутствует и другое название - Акулька. Акулиной или Ведьмой, между прочим, издавна называли в картах даму пик. В повести Пушкина «Пиковая дама» эта карта зловеще подмигивает главному герою.
Но уже на Геометрическом плане города Перми 1822 года этот ручей приобретает официальное название Стикс. Пермский летописец и краевед Владимир Трапезников связывает это с проникновением образования в среду горожан. «Начитанное в греческой мифологии образованное пермское общество назвало ручей, отделяющий кладбище от города, Стиксом», - пишет он в своей «Летописи города Перми».
Рядом с тюрьмой, приютом и кладбищами
Основания для того, чтобы проявить свою эрудированность у пермяков были. Река текла по тогдашней границе города вдоль мест не самых обычных. Слева, в городе, располагались городская тюрьма, тюремный сад и больница, нищенский приют, справа, за городской чертой, шли кладбища - старое и новое православные, военное, еврейское, магометанское. Где еще найти место более таинственное?
Егошиху назвали в честь Бабы Яги?
Кстати, впадает Стикс в реку Егошиха. Ее название пермяки также долгое время меняли на мистический лад. Раньше ее именовали по названию небольшого поселения на пару дворов Егошиха, которое упоминается еще в переписи Елизарова 1647 года. Краеведы предполагают, что хозяином этих дворов мог быть местный житель Дмитрий Егоша.
Но уже в плане Перми 1782 года река подписана как Ягошиха. И остается таковой долгое время. Лишь после войны ей вернули более благозвучное имя Егошиха.
Известно, что в славянской мифологии Бабой Ягой, Ягишной, Ягиней и другими похожими прозвищами называли грозное существо - женщину со змеиным хвостом, которая стерегла вход в подземный мир и провожала души почивших в царство мертвых. А уже затем мифологический персонаж превратился в сказках в злобную старушку-ведьму, умеющую колдовать. Возможно, и Ягошиха - уральский вариант имени злой колдуньи.
Как видим, в названиях обоих рек - Стикс и Ягошиха - может прослеживается некая связь с подземным миром. Что это, совпадение? Или наши предки догадывались, что под Пермью на глубине протекают реки?
В конце концов, город возник на месте медных рудников, руда которых поступала на Егошихинский медеплавильный завод, и кому как не рудокопам было знать, что творится глубоко под землей.
Что там, под землей?
О том, что у нас под ногами имеется что-то еще до конца не исследованное, говорили и пермские строители. Например, об этом рассказывал в свое время журналистам почетный строитель России Алексей Коровников, который руководил возведением Дома Советов - нынешнего здания Законодательного собрания перед эспланадой. По его рассказам, бетонные сваи, которые стали забивать для фундамента, неожиданно начали уходить под собственным весом под землю, словно там была пустота.
Также еще в советское время, по рассказам старожилов, внезапно из-под земли забил целый фонтан возле дома на Комсомольском проспекте, где был магазин «Радиотовары». Будто бы его с трудом удалось замуровать с помощью бетона.
Не стоит тревожить подземный мир
На Заводе Шпагина до сих пор висит табличка с указателем, которая гласит, что до этой отметки - в 2 метра с лишним - доходила вода во время февральского потопа 1990 года. Тогда из-за засорившейся трубы под Северной дамбой стала подниматься уровень воды в Егошихе.
Засор решили прочистить с помощью направленного взрыва. Под воду спустились водолазы и установили заряд. Но сразу после того, как его взорвали, Егошихинский лог стал стремительно заполняться - гораздо быстрей, чем до этого.
Специалисты поняли, что взрыв не прочистил трубу. А также предположили, что из-за взрывной волны могла проснуться подземная река Стикс. Уж больно быстро прибывала вода. Она дошла почти до самого верха дамбы, и грозила ее размыть.
Тогда пришлось рискнуть - было принято решение заложить в трубу гораздо больший объем взрывчатки. Это сработало. Водоток прочистился. Но прорвавшаяся вода хлынула в сторону Камы волной высотой в несколько метров. Она затопила Завод Шпагина и мебельную фабрику, а также размыла железнодорожные пути Горнозаводской ветки. К счастью, на ней в тот момент не оказалось поездов.
Как видим, с подземным миром нужно обращаться осторожно. Иначе он, чего доброго, может тем, кто его потревожил, и отомстить.