Найти тему
Азбука-Аттикус

Суеверие и чародейство, медицина и колдовство: три факта из книги Альфреда Леманна

Оглавление

Суеверие и чародейство — это первые шаги человечества в религии и науке. В книге «История магии и суеверий. От древности до начала XX века» доктор Альфред Георг Леманн, знаменитый датский физиолог и психолог, директор психофизической лаборатории в Копенгагене, рассказывает о древних способах познания мира, распространенных у халдеев, египтян, греков, римлян и викингов, об алхимии, хиромантии, арифмомантии, герметизме и каббале.

В нашем материале расскажем три факта о черной магии, медицине и астрологии у древних.

О черной магии в первобытную эпоху

Иллюстрации: Ольга Кириллова
Иллюстрации: Ольга Кириллова

Дикари думали, что всякое добро, помощь и содействие происходит от духов, ровно как и всякое зло, вред и несчастье. И подобно тому, что привилегированные знахари получают свою силу от добрых духов, они же находятся в сношении со злыми демонами и с их помощью стараются вредить другим людям. Таким образом, мы уже на низшей ступени развития встречаем разделение между законной, доброй, или белой, магией и волшебством, злой, или черной, магией.

Первой мыслью дикаря, если с ним или с кем-нибудь из его близких случается несчастье, — здесь замешано волшебство. Задача знахаря в таком случае — устранение вреда и указание того человека, который использовал черную магию. Волшебство почти всегда наказывается смертью, но знахарь может избежать расправы и даже получить громадную силу: ему нужно лишь назвать имя злого колдуна. Так что черная магия с давних времен держится в тайне, если только вообще она когда-нибудь практикуется. Во всяком случае, у дикарей мы о ней ничего не знаем; однако она должна представлять довольно точную копию с официального чародейства.

Медицина и колдовство у древних греков

Иллюстрации: Ольга Кириллова
Иллюстрации: Ольга Кириллова

Греческие врачи прибегали к заклинаниям при лечении ран и при внутренних болезнях, правильное лечение которых требовало, конечно, гораздо более глубокого понимания дела, чем то, на какое способен первобытный народ. И мы действительно знаем, что собственно врачебное дело с древнейших времен было связано с храмами, главным образом с храмами Аполлона и Асклепия.

Что там при этом происходило, неизвестно нам в точности, так как медицинское дело до Гиппократа (около 400 до н. э.) составляло тайну, хранившуюся в известных фамилиях жрецов; но и того немногого, что нам известно, достаточно, чтобы убедиться, что все лечение носило характер религиозной магии.

Больные, желавшие быть принятыми в храм для лечения, должны были сначала поклясться в том, что строго будут соблюдать все предписания. Затем они должны были несколько дней поститься или по крайней мере придерживаться строгой диеты, причем употребление вина было почти совершенно воспрещено. После того жрецы водили их по храму и показывали им изображения и посвященные богам таблицы, служившие воспоминанием о чудесах, совершенных божественной милостью. При этом произносили молитвы и пели священные песни, которые больные должны были повторять вслед за жрецом. Пение часто сопровождалось музыкой.

Затем совершали жертвоприношение богам; большей частью приносили в жертву барана, но иногда и других животных, преимущественно птиц. Чтобы достойным образом подготовить больных к получению откровения от бога, их обыкновенно заставляли омываться, затем намазывали их и возлагали на них руки. Они должны были вдыхать курения, приготовлявшиеся из различных трав, и ложились спать на освященных местах во внутренности храма. Во сне они получали откровение от бога, возвещавшего им смерть или исцеление и указывавшего средство для достижения последнего; на этих указаниях основывалось дальнейшее лечение. Некоторые писатели того времени сообщают, однако, что больные не всегда выздоравливали даже в тех случаях, когда выздоровление было обещано им от бога.

Происхождение астрологии

Иллюстрации: Ольга Кириллова
Иллюстрации: Ольга Кириллова

Одновременно с астрономией, рано достигшей у египтян цветущего состояния, развилась у них также и астрология. Один папирус, относящийся к 19-й или 20-й династии (1200 лет до н. э.), заключает в себе астрологическое расписание счастливых и несчастных дней, а также правила о том, что следует и чего не следует делать в эти дни. Расписание это простирается на три четверти года.

Вот отрывок наиболее характерных правил. «Тот (сентябрь): 21 — не убивать быков; 22 — не есть и не солить рыбы. Паофи (октябрь): 13 — не есть никаких овощей; 22 — не купаться; 26 — не начинать постройки дома. Атир (ноябрь): 5 — не зажигать огня и не смотреть на огонь; 19 — не выезжать на Нил. Хояк (декабрь): 21 — не ходить гулять; 28 — не есть никакого водяного животного. Тоби (январь): 7 — не показываться никакой женщине; 24 — счастливый день, следует пить мед» и т. д.

Конечно, трудно сказать, как относились египтяне ко всем этим предписаниям; вероятно, они находятся в связи с мифологией: из многих легенд о богах делали такие выводы, что в известные дни и периоды следует воздерживаться от различных действий. Таким образом, эта древняя астрология находится в близком соотношении с религией, и занимались ею, без сомнения, исключительно жрецы.

Если вам понравился материал, оцените его в комментариях или поставьте лайк. Еще больше интересного о книгах, литературе, культуре вы сможете узнать, подписавшись на наш канал.