На набережной, возле оградительной решетки, стояла молодая женщина, поеживаясь от ветерка, дующего с реки. Ее взгляд был устремлен на воду, как будто высматривала упавшую золотую монету или брошь. Изредка озиралась по сторонам. Что же заставило ее прийти в столь ранний час на это место? И вижу я ее здесь не первый раз. Несколько дней назад она тут опиралась на решетку, только почему-то очень часто подносила руки к лицу, словно вытирая слезы со щек. Иногда любопытство распирает, а иногда думаешь, может, нужна помощь, доброе слово никому еще не помешало. И я решилась, осторожно спустилась по ступеням, встала неподалеку, и заговорила:
- На самом деле утро сегодня прекрасное, не надышишься этим звенящим воздухом. Стояла бы тут часами, да не столько и много у меня свободного времени: внуки ждут.
Женщина молчала, даже не повернула головы. Только легкий шепот волн нарушал тишину.
- Всякое бывает в жизни: и радость, и сомнение, и горе, и просто безысходность. Кому как не реке, полянке в лесу, дереву, одиноко стоящему в поле, излить свою душу, - не унималась я.
- Да от радости я тут стою, от своего вымученного счастья. Даже не верится, что я его заслужила. Хочется верить, что оно не скоротечное, а навсегда, и порой ни с кем не делишься, потому что боишься спугнуть свое долгожданное счастье.
И полились рекой ее слова. На лице появилось какое-то оживление. Она излила мне свою душу.
Несколько лет назад она продолжительное время встречалась с мужчиной, любовь-то была запретной, не свободным оказался, женатым. Их тянуло друг к другу, то ли страсть, то ли действительно это была любовь, но только «понесла» она, забеременела. Радоваться должна, огромное счастье стать мамой. Ее партнер, именно сегодня так его называет, предложил сделать аборт, чтобы не портить себе и ему жизнь. Все отношения с этим мужчиной моя, теперь уже знакомая, прекратила. Решила – буду рожать. Кто же дал мне такое право убивать живое? Я же не преступница. Тяжело далась первая беременность. Родила здоровую крепенькую девочку. Да только родители наотрез отказались меня с малышкой забирать из роддома. Настаивали, чтобы я дочку там оставила. Раз я рожать мастерица, еще ого-го сколько у меня будет детей. Домой они меня с новорожденной не пустят, и я буду скитаться по чужим углам.
Трудно, тяжело далось решение – написать отказ. Никуда не денешься: будущее с ребенком на руках, без жилья, без работы, без образования меня пугало. Ни одного я не забывала, что растет где-то моя дочурка, не чувствуя материнской ласки. Дала себе слово, что я ее не брошу. Получу образование, найду работу, решу вопрос с жильем – и заживем мы с дочкой. Почти еженедельно я навещала девочку сначала в роддоме, потом в приюте. И придя в очередной раз, я ее не застала. Мою Анютку удочерили. Как так, ведь вы же знаете, что у нее есть мама. В свой адрес услышала далеко не лицеприятные слова:
- Ты же от нее отказалась! Чего теперь тут права качаешь? И все в таком духе.
Никто не давал мне сведений о ее удочерении, здесь ли она или в другом городе. Жизнь моя «потухла», то, ради кого я добивалась всего в своей жизни, мне теперь недоступно.
И вот однажды, сидя в парке на скамейке, вижу – идет женщина и за руку держит девочку, которая тянется к каждому кустику, к каждому листику, та ее одергивает и злобно кричит:
- Анька, перестань.
Сердце забилась в груди: это моя Анютка. Подбежала к женщине и спрашиваю:
- Почему вы так обращаетесь с маленьким ребенком.
- Твое какое дело? Сидела, вот и сиди дальше.
Моя знакомая не унималась, попросилась посидеть с девочкой, если женщина куда-то торопится. Та согласилась безоговорочно и быстрым шагом удалилась. Долго вглядывалась в лицо девочки молодая женщина и нашла родственные черты: она очень походила на свою бабушку.
Моя знакомая и не заметила, как пролетели два часа, и за Анюткой пришли. Все-таки удалось ей узнать историю появления девочки в этой семье.
Удочерили малышку в конце прошлого лета, молодая пара. Через два месяца они «разбежались», а приемыш, как назвала Анютку эта женщина, остался с ней. Не отдавать же ее снова в детский дом. Сын очень прикипел к девчушке, а сам постоянно на вахте. Здоровье-то пошаливает у пожилой женщины…
Начались долгие переговоры с мужчиной, который никак не хотел отдавать дочку. Через суд, кто я такая? Каждый раз в его приезды домой я осаждала их квартиру. В его отсутствие я постоянно приходила и помогала тете Вале, та даже была рада такой помощи. А вот Андрей несколько раз меня выгонял. Решила: на войне все способы хороши. Стала оказывать знаки внимания мужчине. Он вроде отогрелся. И не заметила, как сама влюбилась в него. Он тоже стал не равнодушен ко мне. Казалось, все налаживается. А жена не дает ему развод… один год и восемь месяцев не живут официально, вдруг решила вернуться, видите ли , она глубоко ошиблась, когда ушла от Андрея. Сегодня третий суд о разводе, и снова тут, прошу у водицы помощи, молюсь. Андрей зовет меня замуж, призналась она, и меня официально признают ее мамой.
И еще раз я увидела эту женщину на том же месте, только не одну, а в компании мужчины и очаровательной девочки. Я рада, что есть счастье, за которым долго шла моя знакомая.