Найти тему
Катехизис и Катарсис

День мёртвых

Почти все слышали про Dia de Muertos - мексиканский "День мёртвых". По крайней мере, разукрашенные на манер черепа женские лица всем знакомы точно. При этом, что-то внятное про Dia de Muertos мало кто скажет, а если и скажет - зачастую, не совсем верно. Праздник, кстати, отмечается сегодня - так что написать о нём пару слов настало самое-самое время.

Прежде всего, попрошу возможных испанофилов не нападать на меня по поводу названия: опускать артикль los в данном случае можно. Так что писать Dia de Muertos абсолютно корректно, как латиноамериканцы часто и делают. Итак, хотя "День мёртвых" обычно называют "мексиканским Хэллоуином", это не совсем так. В первую очередь - потому, что наследующий Самайну Хэллоуин празднуется с 31 октября на 1 ноября.

А вот Dia de Muertos - с 1 на 2 ноября, при этом фактически празднования могут идти в течении недели, или даже дней так 10 до второго дня ноября. Всевозможные шествия, уличные празднования, и так далее.

Такой размах уже намекает, что дело не просто в Самайне или Дне всех святых, правда? И действительно, по своему происхождению с Хэллоуином праздник хоть и связан, но довольно слабо. Более того: несмотря на огромную популярность в Мексике, солидный процент местных Dia de Muertos всё-таки игнорирует, отмечая "обычный" Хэллоуин. Почему?

-2

А потому, что традиция, вообще-то - доколумбовая. У ацтеков мёртвым уделялось большое внимание, и праздновался праздник даже не один раз в год, а целых три. Ничуть не менее широко, чем в современной Мексике. Всем этим "заведовал" местный владыка загробного мира, с замечательным именем Миктлантекутли.

Миктлантекутли - не единственный подобный бог у ацтеков. К нему не попадали погибшие в бою или в результате жертвоприношения (вспомним раннятную Скандинавию). Однако, в отличие от повелительницы Хельхейма, для ацтеков Миктлантекутли всё же на первом месте. Стремиться в Вальхаллу необязательно.

-3

Что же обнаружили испанцы, прибыв в Мексику? Во-первых, один из праздников Миктлантекутли выпадал как раз на октябрь. Как и вполне знакомый испанцам Día de Todos los Santos, хоть как такового Хэллоуина у них и не водилось. Во-вторых, что куда интереснее... царство Миктлан имеет девять уровней! Прямо-таки Ад. Ну, и как тут было не увидеть параллелей?

Совершенно естественным образом две традиции скрестились, точно так же, как это произошло в англосаксонской культуре, имевшей дело с кельтским наследием. Так что Dia de Muertos сформировался совершенно независимо - но ровно тем же путём, что и Хэллоуин.

-4

Окончательно всё это сложилось в единую традицию уже в независимой Мексике, в XIX веке.

Что касается всем знакомой черепастой барышни, La Catrina - то она, несмотря на важность образа черепа в местной древней культуре, вообще изобретение (в окончательном виде) совсем недавнее. Всё пошло с гравюры Хосе Гваделупе Посада, созданной аж в 1910 году. Образ попал в точку, и теперь совершенно неотделим от древней традиции.

Напоследок замечу, что связывать "День мёртвых" напрямую с известным всем по всяким сериалам культом Санта-Муэрте неправильно. Данный синкретический культ, хотя и начал формироваться ещё при испанцах, фактически тоже вещь очень недавняя. И с вуду он, конечно, тоже никак не связан - за фактическим отсутствием в Мексике негров. Другой вопрос, что механика формирования тоже схожа... Да и образ Миктлантекутли весьма похож на всем известного Барона Субботу внешне (хотя форс Субботы в массовой культуре, вообще-то, не особо оправдан).

-5

О вуду, к которому я отношусь крайне серьёзно (будучи склонным к синкретизму внеконфессиональным верующим), мы как-нибудь тоже поговорим. И не один раз. Подробно. Там тема ой какая глубокая... пока, вон - слайды смотрите. Калаверы и барышни в образе Катрины... особенно они. Что греха таить - один из главных фетишей автора сих строк

Автор - Андрей Миллер. Подписывайтесь на Grand Orient и читайте больше его статей! Или читайте по тегу #миллеркат