Представьте себе, что мы перенеслись в конец 1950-х годов: на протяжении практически 30 лет СССР – закрытая страна. Возможность встретиться с людьми другой культуры, познакомиться с их искусством и бытом – отсутствует. И вдруг, в 1957 году, на волне хрущевской оттепели, происходит грандиозное событие – VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов.
Благодаря невиданному празднику свободы, впервые приподнимается железный занавес и в Москву приезжают десятки тысяч людей со всего мира. Для советского человека мероприятие такого масштаба было уникальным, и вслед за фестивалем молодежи в 1959 году происходит еще одно чудо – открытие Американской национальной выставки в парке «Сокольники», где были представлены работы современных американских художников, мода и достижения техники.
Экспозиция стала настоящим «окном в Америку»: москвичи впервые попробовали Pepsi, увидели автомобили Ford, новейшие телевизионные установки, кухонные комбайны и посудомоечные машины и, конечно, подивились современному искусству!
Фотографии, архитектура и мода демонстрировались в пластмассовых павильонах, раскиданных вокруг главного здания выставки – именно эта конструкция запечатлена на снимке Всеволода Тарасевича. Своими похожими на стебли кувшинок колоннами сооружение напоминает знаменитое административное здание американского архитектора Фрэнка Ллойда Райта, создателя «органической архитектуры».
Особым вниманием у советских граждан пользовалась объехавшая весь мир фотовыставка «Род человеческий» – манифест мира. Она отражала главные моменты индивидуальной человеческой жизни: на снимках люди рождались и умирали, влюблялись и трудились, праздновали и скорбели. Первый показ выставки состоялся в 1955 году в Нью-Йоркском музее современного искусства, а после оглушительного успеха она стала гастролировать по миру. Благодаря Американской выставке и деятельности куратора проекта – Эдварда Стайхена – феноменальная экспозиция добралась и до СССР. Выставка включала в себя снимки фотографов из 68 стран, а фотографии советской жизни были представлены кадрами Роберта Капы, которые он сделал еще в 1947 году.
Эдварду Стайхену так и не удалось заполучить снимки советских фотографов, поскольку на его просьбы прислать кадры, отражающие жизнь простых людей, Министерство культуры СССР отправляло фотографии высотных домов, помпезных станций метро и дворцов.
Пользовалась интересом зрителей и современная американская живопись – например, картины Джексона Поллока.
Толпы людей приходили посмотреть на абстракцию, впервые показанную советскому зрителю. Произведения Поллока и других американских авторов оказали колоссальное влияние на молодых советских художников, которые до этого росли исключительно на живописи соцреализма.
У Американской национальной выставки 1959 года была конкретная цель – улучшить отношения между странами в разгар холодной войны. Конечно, холодная война не закончилась, но это событие произвело огромное впечатление на целое поколение. Выставку посетило около 3 миллионов советских граждан, то есть почти половина населения Москвы того времени! Успех выставки показал, что у культуры нет границ и что именно культура делает нас людьми, которые разделяют единые ценности.